Газета,
которая объединяет

Университет – на все сто

ВГТУ готовится к выборам руководителя
Рубрика: от
Автор:

18 апреля завершилась процедура выдвижения кандидатов на должность ректора Воронежского государственного технического университета (ВГТУ) структурными подразделениями и учеными советами. Учитывая ажиотаж, который царил во время прошлых выборов руководителя вуза, интерес к этому мероприятию мало кому может показаться случайным. В каком же состоянии ВГТУ подойдет к новым выборам?

Ряд скептиков и сегодня считает, что в Воронеже университет один – классический. Но утверждение это – сомнительное, если не сказать неверное. Ведь для получения определенного статуса нужно соответствовать многим требованиям. И в ВГТУ гордятся тем, что сейчас вуз может по праву считать себя настоящим университетом.

Последний пункт – он трудный самый

– Раньше сомнения скептиков имели какую-то основу, – говорит ректор технического университета Владимир Петренко. – Но шаткую. Был один показатель, по которому наш вуз не до конца соответствовал требованиям, предъявляемым к университетам. Это количество аспирантов на 100 студентов. В университете их должно быть не менее четырех. У нас же до недавнего времени было 3,7. Однако по результатам 2010 года мы выправили ситуацию, повысив контрольное число до 4,4. И это число будет только увеличиваться. Так что к 2015 году мы планируем, что на каждую сотню студентов у нас будет приходиться пять аспирантов.

По остальным показателям вуз давно уже значительно превысил минимальные требования, предъявляемые к университетам. Например, при положенных трех защитах диссертаций на 100 штатных единиц профессорско-преподавательского состава в среднем ВГТУ оперирует показателем в 5,7, при положенных двух монографиях – 7,5. 35,3% аспирантов защищают кандидатские диссертации в течение года после окончания аспирантуры при минимальном пороге в четверть от общего числа обучающихся. При требуемом одном миллионе рублей на научные исследования за последние пять лет Воронежский государственный технический университет реализовал на эти цели 5,7 млн.

– Статус вуза зависит от количества кандидатов и докторов наук, работающих в нем, – продолжает Владимир Романович. – Мы полностью выдерживаем требования, предъявляемые к университетам. По предъявляемые лицензионным требованиям в университете ученой степенью должны обладать не менее 60% профессорско-преподавательского состава. В ВГТУ этот показатель составляет 66,8%. Количество докторов наук должно быть не менее 10%, у нас их – 15,1%.

От науки к производству

Сегодня Воронежский государственный технический университет готовит выпускников по 13 укрупненным группам специальностей. Среди них – и энергетика, и машиностроение, и авиастроение, и информационная безопасность, и многие другие направления. Для того чтобы обеспечить своим студентам не только получение базовых теоретических знаний, но и практических навыков, вузом сохранена тесная взаимосвязь с рядом крупнейших промышленных предприятий Воронежа. На многих из них сформированы филиалы университетских кафедр.

Благодаря сотрудничеству с реальным сектором экономики, в университете удалось сохранить систему распределения выпускников, в связи с чем 90% из них находят работу по специальности сразу после окончания вуза. Имеет место даже дефицит молодых специалистов, которых может предложить воронежской промышленности ВГТУ. Это касается, прежде всего, таких специальностей, как энергетика, машино-, авиа- и ракетостроение.

– В последние три года мы проводим так называемый целевой набор для подготовки сотрудников на конкретные предприятия, – рассказывает ректор ВГТУ. – По этой программе ежегодно к нам поступают на обучение примерно 100 человек. Предприятия перед началом учебного года заказывают, сколько нужно подготовить специалистов по тому или иному направлению, а мы уже проводим соответствующий набор и обучение.

Правда, сегодня реальный сектор экономики еще не готов платить за обучение своих будущих сотрудников. Хотя изначально программа задумывалась как раз для того, чтобы привлечь промышленные предприятия к процессу их подготовки.

Инженеры в погонах

Сформировалась в университете целевая система работы и с министерством обороны. На базе ВГТУ был сформирован учебно-военный центр (УВЦ), в котором ведется обучение по специальностям, необходимым современной российской армии. УВЦ были открыты в 37 крупнейших вузах страны, имеющих богатый опыт в организации и проведении военной подготовки граждан. Зачисленные в УВЦ студенты обучаются в вузе по индивидуальной программе, при этом основные виды занятий определяются согласно выбранной гражданской специальности. Задача УВЦ состоит в том, чтобы на базе знаний, получаемых по гражданской программе вуза, дать необходимую военную составляющую. Но подготовка в УВЦ не предполагает, что человек, прошедший ее, на всю жизнь становится военнослужащим. По окончании учебного заведения студент обязан отслужить в рядах ВС РФ на офицерских должностях только три года, которые засчитываются в общий трудовой стаж. А потом он сможет сам решить, связывать ему жизнь с армией или нет.

– В основном, в УВЦ набираются студенты со специальностей радиоэлектронного профиля, – объясняет Владимир Петренко. – УВЦ – свое­образная альтернатива военному училищу, однако его выпускники имеют не только погоны лейтенанта и навыки, необходимые для военной службы, но и специальность, которая может пригодиться как в армейской, так и в гражданской жизни.

Кстати, руководству Воронежского государственного технического университета удалось отстоять подготовку классических специалистов на тех специальностях, которые являются базовыми для УВЦ и вообще – для оборонной промышленности. Ведь в целом университету, как и всем другим государственным вузам страны, пришлось переходить на двух­уровневую систему подготовки выпускников. Почему в ВГТУ так гордятся этим достижением? Ответ достаточно прост: большинство работодателей по-прежнему с опаской смотрят на вновь испеченных бакалавров и магистров. В особенности, конечно, на бакалавров.

– Вообще, мы внедряем двух­уровневую систему высшего образования уже с 1996 года, – говорит Владимир Романович. – И ранее мы пытались скорректировать учебные планы таким образом, чтобы между уровнем подготовки бакалавра и специалиста не было особой разницы. Правда, сегодня нам приходится разрабатывать учебные планы заново, и могу сказать, что они будут отличаться достаточно сильно. Но это не значит, что бакалавры будут хуже подготовлены. Просто у них будет другая степень подготовки, ведь нам приходится переходить на стандарты третьего поколения.

Поголовная автоматизация

Кстати, совсем скоро все учебные планы в ВГТУ будут составляться в автоматическом режиме. Ведь в вузе реализуется программа перехода на электронный документооборот. Уже закуплено необходимое программное обеспечение, которое будет установлено на всех кафедрах, работающих сегодня в университете. В итоге все ресурсы, имеющиеся в ВГТУ, будут сформированы в единую компьютерную базу. Даже такая, вроде бы, мелочь, как учебное расписание, будет составляться при помощи компьютерной программы.

А перевод в электронный вид университетских библиотечных фондов идет уже давно. Это, естественно, не означает, что вуз больше не будет нуждаться в услугах классической библиотеки, просто руководством ВГТУ было принято решение, что студент должен иметь доступ к необходимой литературе в любой момент, даже если он сидит дома перед компьютером. Тем более, сегодня научная подготовка становится все более компьютеризированной. И уже есть ряд пособий и учебников, которых в традиционном «бумажном» варианте попросту нельзя найти. Где же их тогда искать еще, как не в электронной библиотеке?

Правда, у тотальной компьютеризации вуза есть одна проблема, решить которую за один день не получится: имеющаяся техника устаревает. Новые программные продукты предъявляют иные требования к компьютерам, а заменить их все сразу на современные машины не представляется возможным. Но в университете уверены, что уже в обозримом будущем здесь удастся автоматизировать все основные аспекты работы.

Автоматизация и компьютеризация всех процессов необходимы ВГТУ, в том числе и для того, чтобы обеспечить заданный в вузе курс на повышение качества и инновационной составляющей предоставляемого образования. За прошедшие пять лет в университете было создано 8 научно-образовательных центров. С 2009 года в их числе функционирует и Воронежский региональный учебно-консультационный Центр качества и инноваций, который работает сегодня совместно со всеми промышленными предприятиями по подготовке специалистов в области обеспечения качества.

Центр создан в рамках совместного европейского проекта программы «Темпус» Европейского Союза «Профессиональное управление качеством новой экономики». В рамках этого проекта технический университет сотрудничал с вузами Италии, Испании и Франции, с которыми регулярно обменивался опытом, что и позволило создать центр и запустить его в работу.

700 млн. – не предел

– Услуги, предоставляемые Центром качества и инноваций, оказались весьма востребованы нашими промышленными предприятиями, – говорит ректор Воронежского государственного технического университета Владимир Петренко. – Они размещают здесь заказы либо на разработку документации в области качества, либо на проведение анализа того или иного аспекта их деятельности с целью улучшить отдельные показатели, либо, в конце концов, просто просят провести обучение специалистов предприятия в области менеджмента качества по стандартам ISO. Мы принимаем эти заявки, формируем группы или же работаем с предприятиями индивидуально.

Серьезным подспорьем для работы вуза является также участие в крупных проектах, направленных на развитие инновационной деятельности в Воронежской области. В частности, в прошлом году совместно с Воронежским акционерным самолетостроительным обществом ВГТУ, при активной поддержке губернатора Алексея Гордеева, выиграл право на реализацию крупного проекта, связанного с разработкой новых технологий по производству композитных материалов для серийного производства самолетов Ан-148. Предложенный воронежскими учеными проект оказался отобранным на финансирование из трех сотен других. А министр образования Андрей Фурсенко, побывавший после подведения результатов конкурса в Воронеже, отметил, что это единственный проект из представленных воронежскими вузами, о котором можно говорить всерьез. Его стоимость составила 700 млн. руб. – немалые для университета деньги.

– Мы с удовольствием беремся и за проекты стоимостью 3-4 млн. руб., – поясняет Владимир Романович. – Это в Москве на них не станут даже обращать внимание, а мы им будем рады. 10 млн. для нас – уже солидный проект. А 700 млн. – это большая удача для вуза.

Впрочем, в «копилке» ВГТУ этот проект отнюдь не является единственным. Так, совместно с ОАО «КБХА» разрабатывается проект в области водородной энергетики. Есть проект малого инновационного предприятия при ВГТУ – ООО «НТЦ Микро- и нанотехнологий» по разработке технологий изготовления изделий, технические характеристики которых на порядок могут превосходить параметры аналогов, производимых в России и Европе; проект ВГТУ по разработке энергосберегающих альтернативных источников; проект по разработке электрических машин на новых физических принципах. Всего же за период 2006-2011 гг. университетом реализовано крупных инновационных проектов на 76 млн. руб. А научно-исследовательских работ выполнено почти на 287 млн.

За тот же период почти в пять раз увеличилось число студентов, участвующих в научно-исследовательской работе. Если раньше их было 1,6 тыс., то сейчас – более 7,5 тыс. Четыре студенческие работы получили гранты на дальнейшую разработку.

Новый рубеж – за рубежом

Особое звучание в последние годы стала приобретать и международная составляющая деятельности университета. В 2010 году был создан отдел международных связей, с помощью которого в вуз начали поступать студенты из иностранных государств. Стоит отметить, что долгое время именно международное сотрудничество являлось слабым звеном в деятельности ВГТУ, чему, впрочем, было логическое объяснение. Ведь технический университет готовит специалистов в том числе и для оборонной отрасли, а к ней иностранных граждан ни в какой стране подпускать не принято. И дело не только в образовательных программах. Процесс обучения студентов неразрывно связан с прохождением производственной практики. И объекты, на которых она проводится, в большинстве случаев являются режимными. Разве можно себе представить, чтобы даже для прохождения практики иностранца пустили, например, на механический завод или КБХА!

– Какие бы сложности ни возникали на пути привлечения иностранных студентов, нам все равно придется развиваться в этом направлении: работа с иностранными студентами, с зарубежными вузами, обмен опытом и кадрами, стажировки – это наше будущее, – говорит ректор ВГТУ. – В конце концов, у нас есть ряд специальностей, не связанных с оборонной промышленностью. И ни с обучением, ни с прохождением практики по ним у иностранных студентов проблем не возникнет. И наши потенциальные студенты-иностранцы уже начинают понимать это. В прошлом году мы взяли, например, двух магистрантов и двух аспирантов по специальности «радиоэлектроника». В то же время с проректором по науке разработали план по набору иностранных студентов, решили отремонтировать две секции в общежитии под этот проект и надеемся, что в этом году привлечем для учебы примерно 20 студентов из ближнего и дальнего зарубежья. Правда, надо признаться, что у иностранцев имеется большой интерес как раз к тем специальностям, которые для них пока что закрыты: самолетостроению, ракетостроению. Но тем не менее энергетика, машиностроение, экономика – выбор для них большой, и эти специальности также представляют серьезный интерес. И мы будем обязательно развивать международное сотрудничество, потому что работа с иностранными студентами – один из важнейших показателей, по которым оценивается любой вуз. До какого-то времени нам можно было прикрываться закрытым статусом, но время это прошло.

Спасти экономиста

Кстати, экономическое направление в скором времени может быть сильно урезано согласно инициативе президента Дмитрия Медведева о сокращении в государственных технических вузах непрофильных факультетов. Речь шла прежде всего о юридических и экономических специальностях. Впрочем, руководство ВГТУ не считает, что их экономический факультет можно назвать непрофильным. Здесь выпускают не бухгалтеров или финансистов, а именно экономистов, которые впоследствии должны будут трудиться в реальном секторе экономики.

И особенно неприятны такие разговоры для технического университета в связи с тем, что в 2008 году Рособрнадзор проверил все частные и государственные вузы региона по экономическим и юридическим специальностям на соответствие качества подготовки выпускников и на соответствие лицензионным требованиям. ВГТУ тогда стал единственным государственным вузом в Воронежской области, к которому у проверяющих совершенно не возникло претензий.

– Последние два года мы и так практически не получаем федеральных средств на содержание специальностей «экономика» и «связи с общественностью», – говорит Владимир Петренко. – И это несмотря на то, что подготовка по обеим этим специальностям в ВГТУ осуществляется на очень высоком уровне. Это признают все контролирующие структуры. Но как бы мы ни старались, бюджетные места сокращаются, и я не знаю, будут ли они выделены на экономический факультет в этом году вообще. Да, на эту специальность у нас традиционно самый высокий конкурс, да, выпускаем мы ежегодно примерно 300 экономистов. Но здесь надо смотреть не на абсолютную цифру, а на уровень трудоустройства выпускников. Если после окончания вуза половина из них идет на биржу, то тогда – да, факультет нужно закрывать. Но у нас-то 90 процентов выпускников устраиваются работать по специальности. Значит, факультет этот востребован!

Будет ли в Воронежском государственном техническом университете сокращение количества мест на экономическом факультете – вопрос пока не решенный. Однако то, что сам вуз, поднявшись за минувшие пять лет на новую высоту, будет продолжать свое развитие, ясно уже точно. Тем более что в конце прошлого года ВГТУ получил новое свидетельство о государственной аккредитации, а в апреле этого года лицензию на право ведения образовательной деятельности до 2017 года – гарантию того, что учебное заведение будет работать еще как минимум пять лет.