Газета,
которая объединяет

Как это должно быть

Дизайн-регламент остается одним из приоритетных проектов мэрии
Рубрика: Социум№40 (2594) от
Автор: Артем Ушаков

В Воронежском Доме журналистов состоялся круглый стол «Дизайн большого города: как это будет». Эта тема в стенах Домжура обсуждается последовательно и разноформатно. Дискуссии шли на протяжении нескольких последних лет. К ним подключалась и редакция газеты «Берег», которая тоже выступала организатором тематического круглого стола с участием предпринимательской и архитектурной общественности. Обсуждать есть что и сейчас.

В 90-е годы на улицах Воронежа, да и других российских городов, даже столичных, царил визуальный хаос. Разноформатные вывески, штендеры и перетяжки мешали воспринимать не только архитектурную красоту города, но и коммерческую информацию на самих вывесках. В обиход вошло выражение «информационный шум», немыслимый в аскетическую советскую эпоху.

– Мы видели разнолепие форм, цветов и технологий, – внес нотку образности в воспоминания Александр Лукинов, основатель и руководитель компании «Арт Фолио». – Более того, между двумя законными конструкциями конкуренты ухитрялись размещать по две-три незаконные.

Наконец в 2014 году именитый институт «Стрелка» разработал брошюру с набором нормативов, обращенных прежде всего к предпринимателям. В воронежском варианте стандарт вывески – компактные выпуклые буквы в определенных размерах и пропорциях, обычно с подсветкой. Но на самом деле этот многостраничный документ обновляет и систематизирует требования к фасадам, входным группам, окнам – ко всему облику города.

В течение 2016 года шла его реализация с неплохими результатами: в соответствие с новыми правилами приведено порядка тысячи входных групп – не только в центре города, но и на большинстве главных, видовых улиц. Но уже через год реализация программы начала притормаживать. Оказался слишком велик процент «несознательных» бизнесменов, считавших проект дорогим или хлопотным. Были отмечены и случаи откровенного саботажа, из-за которого рекламный мусор вновь «выползал» на видовые объекты города.

Поэтому решением мэра был сформирован проектный офис, в задачи которого входила координация всех действий по внедрению дизайн-регламента на 74 улицах. Были разработаны мероприятия, которые помогли вернуться в график. В целом сегодня можно говорить об успешном завершении работы по внедрению новых нормативов – по крайней мере, в центре города. Рядовые воронежцы оценили эту работу безусловно положительно. Наша Плехановская дважды выиграла в конкурсе Минстроя на лучшую «торговую» улицу страны.

Да, рекламный бизнес вслед за всеми сферами малого предпринимательства жестко пострадал от пандемии и международно-экономических ограничений. Поэтому было принято решение о переходе работы районных управ в профилактический режим. Решения о демонтаже конструкций до конца года приниматься не будут, но предупреждения нарушителям вынесут. И будет приветствоваться, если предприниматель устранит его добровольно.

Однако вопросы у предпринимателей еще остались.

– Здания новых жилых комплексов находятся на расстоянии до 200 метров от магистральных улиц, – обратил внимание Лукинов. – А высота букв на вывеске ограничена 50 сантиметрами – они просто неразличимы с дороги!

– Время идет. У города сегодня есть установка на перевод статичных изображений в электронный формат, и ее с энтузиазмом поддерживают рекламисты, – заверили участники круглого стола.

И это не стоит считать избыточной организационной суетой. Речь идет о настоящей эстетической революции в столице Черноземья, о преобразовании среды, в которой жить и взрослым, и юным воронежцам долгие годы.