Газета,
которая объединяет

Время собирать ромов

Лидер воронежских цыган развенчал расхожие мифы о своем народе
Рубрика: Социум№66 (2527) от
Автор: Ольга Бренер

Гадалки, кражи, мошенники, наркобароны – этот цыганский мир для воронежцев по-прежнему выглядит закрытым и опасным. Мы зорко стоим на страже своего имущества, а заодно и своих стереотипов, даже не пытаясь узнать поближе соседа по городу.

Между тем среди воронежцев – много ярких и позитивных представителей этого уникального народа. А в регионе успешно работает областная нацио­нально-культурная автономия цыган России. Ее руководитель Владимир Кучеренко в беседе с «Берегом» рассказал, как сегодня живут воронежские цыгане.

ОБ ИСТОРИИ С ГЕОГРАФИЕЙ

– Я сам родом из Богучара, где наш табор в 1956 году попал под указ Никиты Хрущева об оседлости цыган. По сути это был закон о принудительной оседлости. Там, в Богучаре, я родился, потом пошел в школу. Мы, цыгане, учились уже под пристальным надзором районо. А сейчас в селах началось заметное послабление контроля. Ходит или нет цыганский ребенок в школу – на это внимание уже не очень обращают. И так быть не должно.

Семья Кучеренко относится к этнической группе цыган-сэрвов, исповедующих христианство, изначально – выходцев с Украины. Таких в Воронежской области сейчас больше всего. Они живут в Воронеже, Богучаре, Борисоглебске, Новохоперске.

Есть еще мусульманская ветвь крымов, хотя и они сейчас начали переходить в христианство, – уточнил наш собеседник. – Крымов больше всего в Отрожке. Есть котляры – выходцы из Закарпатья, и это самые «цыганистые» цыгане, с полным сохранением в семье и быту многовековых обычаев и законов. Они на улицах – самые узнаваемые. Молдавских котляр больше всего в микрорайоне Тенистый. А всего в регионе, по нашим подсчетам, проживает от 5 до 7 тыс. цыган. В каждой этнической группе у меня есть свой представитель. Кстати, термин «цыганский барон» в русском языке образовался спонтанно, из-за созвучия с нашим ромским «баро», что означает «важный», «главный». И в этом смысле я, конечно, тоже «барон». Но во всем мире цыган теперь политкорректно называют «ромы». А слово «цыган», особенно с ударением на первом слоге, имеет такой же пренебрежительный оттенок, как и «хохол». Своей письменности у нас так и не появилось, а устная ромская речь звучит с отголосками санскрита и латыни.

О ЗАРАБОТКАХ И РЕПУТАЦИИ

– Главная проблема всех воронежских ромов – сложности с трудоустройством. Работодатели принимают узбеков, таджиков, но только не цыган, на которых повесили ярлык неблагона­дежности. Это несправедливо. Наши люди, особенно молодые, хотят работать, кормить семьи. И среди нас в регионе много достойных ярких личностей. Есть учителя, врачи, бизнесмены. Например, Владимир Педанов – известный благотворитель в Борисоглебске, его там знают все. Но одно время в СМИ целенаправленно формировался негативный образ цыгана. Теперь это больно ударило по репутации народа и по многим судьбам. Люди не находят работу и ищут другие возможности заработка. Образуется замкнутый порочный круг. Эту проблему мы рассматривали вместе с представителем службы занятости на координационном совете по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений. Были достигнуты определенные договоренности. Но год пандемии все это заморозил, и у цыган с трудоустройством в регионе по-прежнему плохо. Самым расхожим занятием остается сбор и продажа металлолома, строительные подряды у мужчин и торговля на вещевых рынках у женщин.

О ГАДАНИИ

– Когда цыганки атаковали воронежцев на улицах с предложением погадать и пошли жалобы граждан, мы вопрос подняли в нашей автономии и это дело пресекли. Гаданием в Воронеже промышляли в основном молдавские котляры. Но если гадание человеку не навязывается, то ничего плохого я в нем не вижу. Это элемент нашей культуры и сакрального мастерства. Секреты передаются только по женской линии, но никакой мистики здесь нет. Главный секрет – в особой интуиции, которая оттачивалась у моего народа веками. Редкая

музыкальность цыган также напрямую связана с этими особо тонкими настройками и сильной энергетикой. В общем, нет здесь никакой чертовщины и черной магии. С другой стороны, если сегодня открыть любые объявления с услугами гадания и магии, то очевидно: услуги эти предлагают явно не цыгане. Мошенников полно среди представителей любой национальности.

О СТЕРЕОТИПАХ И ТРУДНОСТЯХ

– Стереотипное представление о том, что цыгане зарабатывают на наркотиках, сформировано в 90-е годы. В те беспредельные времена некоторые цыгане в Новохоперске действительно были встроены в цепочку наркобизнеса. Но в наше время цыганский сегмент в распространении наркотиков в регионе составляет не больше 1-2 процентов. Это подтвердит любой полицейский. А если мы узнаем, что в Воронеж приезжают цыгане, промышляющие криминалом, то сразу приходим к ним и говорим: «Мы здесь живем много лет, построили добрые отношения с воронежцами и властью и репутацией своей дорожим. Поэтому – уезжайте куда-нибудь еще».

В Воронеже появилось много сэрвов из Донецка и Луганска. Среди них есть люди без документов, они не легализованы до сих пор. Чтобы восстановить документы, надо делать запросы в ЛНР, ДНР, а там не все архивы в сохранности. Сейчас они снимают квартиры и дома по области, но проблема их легализации в регионе очень сложная. Люди остаются без социальных пособий, без пенсий. И это может повлечь за собой опасные социальные последствия. Здесь наша общая межведомственная задача – помочь людям оформить миграционный статус.

– Большим подспорьем в саморегулировании и контроле общины стало создание областной Национальной палаты при губернаторе. Налажено взаимодействие и жесткий самоконтроль всех воронежских цыган сверху донизу. Интересы цыган в нацпалате представляет мой заместитель Николай Педанов. Я же работаю в координационном совете по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при горадминистрации.

О СЕМЕЙНЫХ И ДРУГИХ ТРАДИЦИЯХ

– Наш принцип – «не лезть в политику» и охранять свои семьи с жесткой внутренней иерархией, с беспрекословным уважением старших. Почитание родителей, главенствующая роль мужа – святое. А семья – это 50 человек и больше. Это уже целый табор, в котором все праздники отмечаются вместе. Хотя молодые, конечно, начинают отходить от традиций.

Зная ситуацию, я могу предположить, что во многих цыганских семьях региона дети не ходят в школу. Например, у котляр взрослеющая девочка должна находиться дома, чтобы избежать вредного влияния извне. Да, это прямое нарушение прав ребенка, но таковы вековые традиции, которые эта этническая группа соблюдает ревностно. И замуж там отдают рано, лет с 13-ти, за своих же. А вот многоженство у цыган исключено. И у нас никогда не сдают в интернаты ни детей, ни стариков. Наоборот – могут взять в семью других детей.

– В моей семье не было ни одного праздника, который мы бы провели без родителей. Каждое воскресенье хожу в церковь. Цыгане – набожная нация. Самый главный для нас праздник – Рождество. Некоторые готовятся к нему с лета. Люди потратят последние сбережения, чтоб собрать на Рождество всю семью. Я очень хочу, чтобы в Воронеже было больше порядка и доброжелательности между горожанами.