Газета,
которая объединяет

Мастера бытовых дел

Как не стать жертвой обмана в сфере ремонта и оказания различных услуг
Рубрика: Социум№61 (2522) от
Автор: Ирина Лазарева

Технологии обмана доверчивых граждан многообразны и перманентно совершенствуются. Теперь многие аферисты, что называется, «ушли в народ»: по всему городу расклеены объявления, написанные, казалось бы, от руки: «Приду быстро, живу рядом, низкие цены». Такие же листовки подсовывают в наши почтовые ящики.

Только вот, приглашая специалиста, нельзя быть абсолютно уверенным – кто с тобой говорит на том конце провода: мастер, работающий на шабашках, сервисный центр, устроивший себе хитрую рекламу, или потенциальный злоумышленник? И реально ли вернуть деньги, если вас обманули?

ДВЕ НЕДЕЛИ БЕЗ ХОЛОДИЛЬНИКА

Пенсионерка Валентина Губская, когда ее старенький ЗИЛ дал сбой, вызвала мастера починить холодильник по объявлению, которое так кстати оказалось в ее почтовом ящике накануне. Набрала номер и стала ждать «соседа», который ко всему прочему пообещал приличную скидку. Все в духе общего посыла таких объявлений, мол, я не фирма, скидку дам, только меня позови.

Холодильники марки ЗИЛ в советское время пользовались невероятным спросом у потребителей благодаря своей надежности, и у некоторых они работают до сих пор – у кого на даче, а у кого и в городской квартире. Другой вопрос, что отыскать запчасти для такого почти раритета задачка явно не самая простая, да и стоимость этих деталей может оказаться значительной. По всей видимости, горе-мастер, который приходил к воронежской пенсионерке, это хорошо понимал, а потому и всячески затягивал работу.

При первом визите, как она рассказывает, этот мастер «раскурочил весь холодильник так, что провода отовсюду торчали», каких-то деталей при нем не оказалось и он сказал, что ему надо на склад. Взял предоплату в 4 тыс. руб. Затем – приходил после многочисленных звонков и дописывал в свои бумаги какие-то новые услуги, но холодильник так и не заработал, даже когда в кармане «мастера» оказались уже 12 тыс. руб.

Подруга Валентины Константиновны обратилась за помощью к общественности, конкретно – к руководителю воронежской НКО Любови Волковой. Вместе они продолжили звонить в сервисный центр, в котором, как выяснилось, работает горе-мастер: на бумагах, которые он давал пенсионерке, чтобы она расписывалась в них, стоит печать организации (ИП). На самом объявлении оказался не номер мастера, а, как объяснили общественники, телефон администратора. Они с боем дозвонились до отдела контроля качества, где пообещали, что мастер придет и все исправит. И он снова обещал и снова не приходил в назначенное время.

В итоге холодильник наконец заработал, но уже через сутки опять «потек».

Любовь Волкова продолжала звонить в сервисный центр с требованиями выполнить услугу надлежащим образом.

– Мы добились того, что пришел другой мастер из этой конторы и все исправил, причем в какие-то считаные минуты. Он, кстати, признался, что все время ходит за всеми и исправляет, – рассказали женщины.

ДВА ВЛАДИМИРА

Корреспонденты «Берега» включились в выяснение обстоятельств со всех сторон. Сначала по номеру в объявлении из почтового ящика Губской мы позвонили под видом клиентов. Ответил действительно Владимир, но, услышав, что мы звоним, потому что «какая-то беда с холодильником», сразу прервал разговор: «Извините, я сейчас на вызове, перезвоню через пять минут». И на самом деле Владимир перезвонил, вот только другим голосом проговорил: «Вы звонили мне по поводу холодильника только что. Когда к вам приходить?» Засомневавшись, спросила напрямую: «А разве с вами я сейчас говорила? Голос у вас другой». В ответ было сказано, что первый раз я говорила с напарником Владимира. Тоже Владимиром… После ремонтники настойчиво перезвонили мне сами дважды. Потом пришлось сказать, что мы приобрели новую технику.

Затем мы связались с руководителем самой конторы по телефону. Наталья пояснила, что стоимость деталей для бытовой техники может быть разной – в зависимости от закупочной цены, а рекламу они себе могут делать какую хотят. Начальница посетовала, что звонки ее утомили – перед тем как ответить нам, она долго общалась с полицией. Ну и, конечно, никакого криминала в действиях своих сотрудников она не видит.

Совпадение или нет, но на следующий день после нашего разговора пенсионерке вернули всю сумму…

ПОРЯДОЧНЫЕ ЕСТЬ, НО ГДЕ?

Ремонтное поле всегда привлекательно для злоумышленников, потому что позволить себе «обновку» может сейчас далеко не каждый. Неоднозначная ситуация про­изошла недавно и в Шилово.

– Мы вызвали сантехника. В ванной на кране слетела резьба, нам сказали по телефону, что ремонт будет стоить тысячу рублей. Но когда мастер закончил работу, он заявил, что мы должны ему четыре тысячи, – рассказывает жительница микрорайона Наталья Коржова. – Но не на ту напал! Мы звонили в контору, чтобы разобраться, но там нас слушать не стали. В итоге я сказала, что заплачу только две тысячи, и если мастер считает, что его работа стоила дороже, то он вправе взыскать с меня деньги через суд. Разумеется, никто ни в какой суд не обращался.

Обилие псевдомастеров, считает адвокат Галина Белик, подрывает доверие к институту мелкого предпринимательства и лишает заработка тех, кто действительно добросовестно ремонтирует бытовую технику и компьютеры. Рынок услуг разросся настолько, что трудно найти приличного мастера без рекомендаций знакомых, хотя в интернете появляются целые сайты, с помощью которых можно пригласить любого ремонтника. Там же приводится полный перечень и стоимость услуг – кто во что горазд: один, например, готов починить мотор-компрессор холодильника за 2 тыс. руб., другой – за 6,5.

Поэтому рекомендации знакомых, говорит Белик, по-прежнему являются основным критерием выбора мастера.

КОМПЕТЕНТНО

Григорий Глазунов, адвокат сервиса «Найти-юриста.рф»:

– Чтобы не попасться на уловки недобросовестных мастеров, необходимо заключать договоры по ремонту с официально зарегистрированными организациями, имеющими офис. При оплате услуг и деталей просите кассовый чек или квитанцию. Если конечную стоимость работ невозможно определить заранее, то к договору должен прилагаться прайс-лист с расценками. Акт выполненных работ ни в коем случае не следует подписывать заранее.

Если вы все же выбрали услуги частного мастера, то учтите, что в спорах с ним вы не сможете ссылаться на закон «О защите прав потребителей», который предоставляет ряд преимуществ заказчику услуги, в том числе освобождает от бремени доказывания ряда обстоятельств. В данном случае надлежит требовать заключения письменного договора, где будут прописаны все виды работ и их стоимость, и обязательно реквизиты самого мастера. После получения денег мастер обязан передать вам расписку, где должны быть указаны конкретные суммы за конкретные работы.

В Воронежской области проблема недобросовестного оказания услуг стоит остро, но в юридической практике подобные случаи встречаются редко. В гражданском порядке также часто не удается вернуть свои «кровные», ведь договор на оказание услуг и передача денег происходит без письменного оформления.