Газета,
которая объединяет

Учительница и подвижница

Что мы знаем о сестре известного воронежского писателя Марии Песковой
Рубрика: Судьбы№43 (2504) от
Автор: Александр Дегтярев

В истории воронежского края – немало святых. Всей стране известны имена Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Петра Зверева, Тихона Никанорова и многих других. Правда, жили они в давние времена. За последний век в сонме воронежских святых новых имен не прибавилось.

Но знавшие Марию Михайловну Пескову в те или иные годы жизни считают ее праведницей, отдававшей все свои силы служению Богу и нуждающимся людям, без колебаний приходившей на помощь каждому, кто столкнулся с горем, тяжелой болезнью, несчастьем или нуждой.

Родилась Мария 21 апреля 1933 года в селе Орлово близ Воронежа. Отец Михаил Семенович и мать Татьяна Павловна были глубоко верующими людьми. Каждый день начинался у них с молитвы. Читали молитву перед едой и после нее. До ликвидации большевиками прихода Михаил Песков пел в церковном хоре. Дети супругов Песковых – две дочери и сын – сызмальства приучены были к чтению по очереди вслух Евангелия.

С НАДЕЖДОЙ НА ЛУЧШЕЕ

Когда Михаил Семенович целым и невредимым вернулся с войны, семья Песковых переехала из села Орлово на станцию Тресвятская. Люди, пережившие военное лихолетье, под впечатлением от Победы надеялись на улучшение жизни. Но после неурожая 1946 года начался голод. От истощения чуть ли не каждый день умирали соседи. Устроившись работать на железную дорогу, Михаил Семенович большую часть своего пайка отдавал жене и детям.

Закончив школу, в том же 1947 году Мария поступила в Воронежский педагогический техникум. Уехала по распределению в Узбекистан, где нет церквей и местные жители молятся совсем другому богу.

Вернувшись на малую родину, Мария устроилась учительницей начальных классов в Тресвятскую школу. К тому времени ее брат Василий уже был сотрудником редакции газеты «Комсомольская правда». Он часто звонил в школу, интересовался и у сестры, и у ее коллег, как идут дела, старался по возможности чем-нибудь помочь. Однажды организовал поездку в столицу целого класса своей сестры. Ребята побывали в московских музеях и театрах. Поездка оставила яркие впечатления у всех ее участников. Но и породила зависть у некоторых коллег. Всплеск негативных эмоций у педагогов произошел тогда, когда пришла весть из облоно о присвоении Песковой почетного звания «Отличник народного образования».

– Почему именно ей? – начало звучать из углов. – Есть ведь в Тресвятском и педагоги с большим трудовым стажем!

Другая бы махнула на такие разговоры рукой. Но это было не в характере Песковой. Она позвонила в облоно и сказала, что отказывается от почетного звания.

– Маша, зря ты так, – стали отговаривать другие коллеги, – мало ли что мы говорим, это же для школы минус, если ты и в самом деле откажешься.

– Я так решила, – ответила она.

Расписалась в журнале директорских приказов под записью: «Предоставить отпуск за 1969 год учительнице третьего «Б» класса Песковой М.М. в 48 рабочих дней с16 июня по 9 августа. На работу – с 11 августа. С 1 сентября будет вести четвертый «Б» класс». И начала поиск другой работы.

ПЕДАГОГ-НОВАТОР

Вакансия нашлась в одной из школ Воронежа. Там Мария Михайловна занималась с ребятами, страдающими нарушением речи, по своей уникальной логопедической методике. Под руководством Песковой ученики выполняли целый комплекс упражнений для языка и легких. На глазах изумленных родителей их дети начинали говорить так, что их можно было понять без особых усилий и переспросов.

Добрая слава замечательной учительницы прокатилась по Воронежу. Марию Михайловну стали приглашать в институт повышения квалификации учителей области для консультаций.

Периодически Мария выезжала на пару дней в Москву, помогала брату наладить его холостяцкий быт. Особенно пригодилась ее помощь по обеспечению «тыла», когда Василий Михайлович готовил богато иллюстрированное подарочное издание для делегатов партийного съезда. Взяла на себя Мария и все заботы о питании сверхзанятого брата, когда он работал над текстом книги Леонида Брежнева. В то время у знаменитого спецкора «Комсомольской правды» начались проблемы со здоровьем, и он уже не мог обходиться общепитовской пищей.

ЕДИНОЙ СЕМЬЕЙ

В роковые 90-е годы 61-летняя Пескова вышла на руководство Советского района Воронежа с предложением создать для тяжелобольных, одиноких и престарелых сограждан социальный центр, в котором нуждающиеся жили бы, получали питание и всю необходимую помощь. Центр Марии Песковой не сразу, но все же был создан на бульваре Пионеров.

Здесь для больных и пожилых людей был налажен нормальный быт. Утром жильцов в комнатах гостиничного типа обходила санитарка и оказывала необходимую медицинскую помощь. В соответствии с расписанием дня готовилось питание, которое доставлялось непосредственно в квартиры. В течение дня жильцов по очереди навещали врач и священник.

В Центре отмечали праздники и дни рождения подопечных, дарили подарки. Жили одной большой семьей. Увы, даже здесь появились завистники. Через три года относительно спокойной работы в разные высокие инстанции пошли «телеги». Обвиняли Марию даже в том, что читала вместе с жильцами Центра молитвы.

Полгода проверкой жалоб занималась воронежская областная прокуратура. Ни одно из предъявленных склочниками обвинений не подтвердилось, гонения прекратились. Однажды Пескову пригласили в районную администрацию. Там ее ожидала прибывшая из Москвы женщина, занимавшая важный пост в сфере социального обеспечения.

– Мария Михайловна, простите меня, пожалуйста, – сказала она, – за то, что я поверила клеветникам. Если бы все были такими, как вы, у нас была бы совершенно другая жизнь... Простите!

И показала две пачки писем. В письмах из одной пачки Пескову обвиняли во всех мыслимых и немыслимых грехах. В других письмах старушки просили защитить от клеветы свою спасительницу, честнейшую, в отличие от многих других, Марию Михайловну.

ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА

После ухода из социального центра Песковой он просуществовал недолго. Спустя короткое время его закрыли. Но Мария Михайловна без дела не осталась. Ее избрали старшей по дому, в котором она жила. Хлопоты по обустройству дома тоже оказались непростыми. По сути дела, квартира Песковой превратилась в неофициальный пункт социальной помощи, где кормили бесплатно голодных, оказывали посильную медицинскую помощь.

Постоянно на связи с сестрой был и Василий Михайлович. Он напряженно работал до последних своих дней. 12 августа 2013 года Василий Михайлович умер.

Книги из уникальной библиотеки брата Мария Михайловна подарила Орловской и Тресвятской школам. А сама начала работать над книгой о брате. Назвала ее кратко, но емко – «Самородок». Почти весь тираж раздарила друзьям. Отклики были восторженными.

28 мая 2020 года не стало и самой Марии Песковой. Хоронили ее в дождь. Среди прощающихся с праведницей были ее родственники и друзья.

Когда гроб Марии Песковой опустили в могилу, дождь прекратился. В небе появилась радуга.