Газета,
которая объединяет

Живописцы своего времени

В художественном музее им. Крамского показали смену культурных эпох глазами арт-хулиганов
Рубрика: Культура№38 (2499) от
Автор: Ирина Лазарева

Платоновский фестиваль искусств впервые в Воронеже представляет выставку произведений художников «Бубнового валета» – творческого объединения, с которого началась история русского авангарда. Выставка про­длится до 25 июля.

В экспозицию вошли работы Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Аристарха Лентулова, «сезанистов» Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Александра Куприна и других. Все они составляют одну из ярчайших страниц русского искусства. Бубнововалетцы возвещали смену культурных эпох, они впустили современную жизнь в классическое искусство, переосмысливая прежние изобразительные традиции.

Произведения художников привезены из собрания музеев Москвы, Курска, Рязани, Саратова, Тулы и Ярославля. Художественный руководитель Платоновского фестиваля Михаил Бычков, открывая вернисаж, сказал, что показать на форуме в нашем городе творчество объединения «Бубновый валет» было его мечтой:

– Я очень хотел, чтобы в Воронеже побывала выставка моих любимых художников, так сложилось, что с их творчеством я познакомился еще в юности. Это экспериментаторы, арт-хулиганы, люди, которые выходили за пределы нормы в своем стремлении изобразить мир.

Художники творческого объединения «Бубновый валет» обращаются к натюрмортам, портретам и городским пейзажам, демонстрируя при этом, что натюрморт – далеко не самый простой жанр, ему авангардисты придают экзистенциальный смысл. Увидеть это можно, к примеру, в работе Александра Куприна 1914 года «Натюрморт с синим подносом».

Петр Кончаловский, как рассказывает директор Курской картинной галереи им. Дейнеки Игорь Припачкин, один из самых мощных представителей направления. То, как он строит пространство с помощью цвета, можно рассмотреть, например, в картине «Кассис». Художник увлекается Сезанном и стремится к смелому упрощению формы.

Одна из ключевых фигур «Бубнового валета» – Аристарх Лентулов, он в своих работах стремится к изображению динамичного искусства.

В музее имени Крамского работает также выставка одного из основоположников советского фоторепортажа Аркадия Шайхета. Он снимал жизнь – от парада на Красной площади до беспризорников, старался передать значимые для истории события, а также поднимал социальные проблемы. Работая с 1925 года главным фотокорреспондентом популярнейшего в стране иллюстрированного журнала «Огонек», Аркадий Шайхет обращается к самым разным темам – борьба с неграмотностью и НЭП, годовщина смерти Ленина и юбилей Большого театра, снимает автомобильные заводы и металлургические комбинаты.

На обе фестивальные экспозиции действует единый билет. Стоимость – 200 рублей.