Газета,
которая объединяет

Укротили с аншлагом

Большой театр открыл в Воронеже программу Платоновского фестиваля
Рубрика: Культура№27 (2488) от
Автор: Ирина Лазарева
Балет известного французского хореографа, художественного руководителя Балета Монте-Карло Жана-Кристофа Майо «Укрощение строптивой» на музыку Дмитрия Шостаковича впервые показали на воронежской сцене. Этой постановкой по знаменитой пьесе Уильяма Шекспира открыли Платоновский фестиваль искусств. Все три показа на два состава артистов зрители встретили аншлагом. Балет посмотрели 3,5 тысячи воронежцев.

Танцевать и придумывать

«Укрощение строптивой» – пожалуй, один из лучших танцевальных проектов Большого театра последнего десятилетия. Балет был поставлен в 2014 году и сразу стал событием, так как Жан-Кристоф Майо впервые в истории создает балет не со своей труппой, а артисты, занятые в нем, становятся его сотворцами.

Изначально балет ставился на пару солистов – Екатерину Крысанову (Катарина) и Владислава Лантратова (Петруччо). Хореограф исходил из их индивидуальности, изучал пластические возможности каждого из них, но в итоге создал достаточно жесткую структуру спектакля, которой потребовал следовать.

– Жан-Кристоф не упускает никаких нюансов, мы четко следуем задуманным схемам, характерам и отношениям. На сцене показываем не игру в любовь, а настоящее вспыхнувшее чувство, – говорит прима-балерина Большого театра Екатерина Крысанова. – Не могу сказать, что в этой роли я исполняю себя, но героиня мне подходит по темпераменту и пластическому рисунку. Для меня здесь все удобно поставлено и все понятно, я не испытываю проблем и преодолений. Но в жизни я не такая, как Катарина, хотя она мне очень понятна. Она открытая, живет на максимуме.

В ходе пресс-конференции Владислав Лантратов признался, что хореограф не сразу увидел в роли Катарины заслуженную артистку России и приму-балерину Екатерину Крысанову, ей пришлось этой партии добиваться. Зато потом, после четырех месяцев работы, постановщик не мог и представить какую-то другую пару главных исполнителей. Позже танцевать «Укрощение строптивой» стали также Кристина Кретова и Денис Савин. Воронежцы могли увидеть оба состава.

Современность под классику

Жан-Кристоф Майо, ставя по Шекспиру и под музыку Шостаковича, всячески старается не утомить зрителя: здесь артисты строят гримасы и дурачатся. В фарсе событий Катарина, словно каратистка, разгоняет женихов своей сестрицы, а Петруччо со всей драматургической наполненностью образа вваливается на сцену пьяным.

Звучит, кажется, совершенно вольный коллаж из произведений Шостаковича: около 25 музыкальных фрагментов композитора, которые он сочинял для кино, объединены в единую партитуру и раздаются из оркестровой ямы. Семья Дмитрия Шостаковича на подобный эксперимент – а звучат «Овод», «Одна», «Пирогов» и «Софья Перовская», «Песня о встречном» («Нас утро встречает прохладой») – дала хореографу разрешение.

– Мне кажется, хорошо, что Жан-Кристоф Майо не обращал внимания на существующие традиции или не знал о них, а потому выбрал ту музыку, которая, на его взгляд, очень подходит к тому, что творится на сцене. И удивительно, но смотрится это настолько «бесшовным», хотя в этом балете столько всего намешано. Зрители могут удивляться и улыбаться от того, что звучит все очень разноплановое, но как это интересно получается, – поясняет Владислав Лантратов.

Большой театр впервые за гастрольную жизнь приехал без своего оркестра, музыкантов взяли воронежских, но дирижировал ими приглашенный специалист в Большом и музыкальный руководитель балета в Михайловском театре Алексей Репников.

Счастливый автор

Постановка «Укрощение строптивой» в 2015 году была удостоена нацио­нальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший балетный спектакль», «Лучшая мужская роль» (Владислав Лантратов), «Лучшая женская роль» (Екатерина Крысанова). Артистка балета уверена, что Шекспир – ее счастливый автор, так как в 2019 году она вновь получила национальную премию за роль в современном балете «Ромео и Джульетта», где выступает в паре с тем же Лантратовым.

Апрельские гастроли Большого театра в Воронеже со стопроцентной рассадкой в зале театра оперы и балета состоялись, в общем-то, благодаря закрытым границам. Переговоры о выступлении прославленной труппы на Платоновском фестивале искусств велись давно, но не получалось из-за плотного графика Большого театра.

– Воронеж – балетный город со своей школой, я знаю ее учеников, которые работают сегодня в лучших российских и даже мировых театрах. Мне бы очень хотелось, чтобы сложилась традиция показывать здесь наши спектакли, – сказал руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев.