Кто стучится в дверь ко мне?
Аферисты играют на эмоциях людей, обкатывая во время пандемии новые схемы и совершенствуя старые. Практически через день можно прочесть о новом случае кибермошенничества – пожалуй, самом распространенном виде обмана. Однако все чаще можно обжечься на контакте с лжесоцработниками и жуликами от благотворительности. Как не подарить квартиру аферисту и уберечь от него свои сбережения?
НАЖИВАЮТСЯ НА ПОЖИЛЫХ
Воронежский адвокат Галина Белик утверждает, что иногда даже специалисты с огромным стажем не в силах отстоять права пожилого человека – в пандемию категория населения 60+ оказалась, пожалуй, самой уязвимой. Недавно Белик довелось защищать дедушку, который был однозначно уверен, что закон на его стороне, однако адвокат после контрольного вопроса судьи уже понимала: подзащитный отправится жить в интернат...
– Во время заседания дедушку спросили: «Вы подписывали договор дарения или ренты?» Конечно, мы все хотели, чтобы он ответил, что обещал тем людям квартиру за то, что они будут за ним ухаживать, но дедушка не знал понятия «рента» и сказал роковые слова – «договор дарения». Это перечеркнуло все шансы на справедливый выигрыш, – призналась Галина Белик. – У людей недостаток правового информирования налицо.
Или вот: воронежская пенсионерка согласилась на предложение лжесоцработницы заложить квартиру якобы на два месяца и получить за это 400 тыс. руб. На момент такого разговора аферистка приходила к женщине на протяжении полугода, они стали подругами, и доверчивая бабушка безоговорочно поддалась: подписала доверенность с правом продажи и дала расписку, что якобы получила деньги. И – осталась без денег и без квартиры. Было в практике дело, когда лжесоцработница стала женой дедушки, за которым ухаживала. Да вот только он об этом ничего не знал.
– Потребительские кооперативы – еще один бич нашего времени. Недавно лопнул очередной, который как раз и вел свою деятельность во время пандемии: этими делами сейчас завален Ленинский РОВД. После Нового года, когда люди погрузились в панику по поводу сохранения своих сбережений и не знали, как отразится на рубле годовая пандемия, они понесли деньги в кооперативы, – говорит адвокат. – Одна бабуля умудрилась 3 миллиона рублей снять со счетов своих родственников и отнести туда. А буквально вчера мне звонила девушка, рыдавшая в трубку: она на заработках в другом регионе, а бабушка ее осталась в Воронеже. Так вот, она тоже все деньги, что были отложены и рассчитаны на какой-то длительный период, отнесла в кооператив.
Много стало случаев, когда мошенники представляются волонтерами благотворительных организаций и ходят по квартирам. Приносят продуктовые наборы и просят за них расписаться – все же подотчетно. Но как быть уверенным, на каких документах ставишь свою подпись, если зрение совсем не юношеское?
ЭКСТРЕННАЯ КНОПКА
– Наше общение с одинокими пожилыми людьми, проживающими в квартирах, не идеально: каждый со своим характером. Кто-то не хочет видеть у себя чужих, кто-то просто очень капризный в силу возраста, и к нему трудно подобрать ключик. А кто-то и вовсе может не впустить нас в квартиру, опасаясь, что мы их обманем. Бдительность – это хорошо, конечно, но помощь бабушкам и дедушкам очень нужна, – уверена руководитель АНО «Сердцем не стареть» Екатерина Кладкевич.
Адвокат Галина Белик подтверждает, что случаев недоверия к реальным волонтерам достаточно, несмотря на то, что историй с мошенничеством не меньше. Эксперт уверена, что к разрешению проблемы нужно привлечь соцзащиту и масс-медиа.
– Пожилые знают номера экстренных служб – пожарных, скорой помощи, полиции. А соцзащита почему не в этом списке? Мне кажется, было бы правильно, если бы имелся какой-то единый растиражированный номер, по которому можно было бы позвонить и уточнить – а существует ли тот или иной фонд, а работает ли там тот или иной волонтер, – объясняет адвокат.
АНО «Сердцем не стареть» легко найти в соцсетях, про нее можно прочесть в газетах, что не всегда доступно категории 60+. По словам Екатерины Кладкевич, к одиноким пожилым людям, живущим в квартирах, они направляют только проверенных волонтеров (из постоянного «пула» – их 23) и только по запросу. Если он исходил не от родственников, организация старается установить с ними контакт.
«ЗАНИМАЙТЕСЬ СТАРИКАМИ»
– Сейчас мошенники редко действуют сразу: пришли и украли. Они, как правило, изображают дружбу с пожилыми, что-то им дают, а те на это клюют. А мошенники действуют от несуществующих мифических фондов, в пандемию это обострилось. Если раньше было много случаев мошенничества в сфере потребительского кредитования, то сейчас огромное количество связано с мобильными телефонами и благотворительной помощью, – продолжает Галина Белик. – Пожилые люди слышат звон, да не знают, где он. Они знают, что к ним могут приходить волонтеры, им положены какие-то продовольственные наборы (особенно актуально это было в период действия жестких ограничительных мер). Что касается фондов, я уже сказала: нужен единый телефон.
Лжесоцработники и сиделки – отдельная категория мошенников. Как быть с ними? Тут нет единого рецепта. Но доказать незаконность сделки возможно, если пожилой человек обращался к врачу, в том числе к окулисту, потому как подписывает неясно что. Сейчас беру в работу дело о сиделке, которая оформила на себя доверенность с правом продажи квартиры пожилой женщины. Ее муж и внучка могут остаться на улице. Единственный выход – доказать, что бабушка находилась под действием сильнодействующих препаратов и не могла здраво оценивать, что подписывает. Скорую помощь женщине вызывали за неделю до оформления «сделки». И еще вот что важно: чтобы квартира пожилого человека хотя бы на 1/10 доли была оформлена на родственников. Это не сыграет никакой роли для собственников, но черные риелторы уйдут. Заказать выписку из Росреестра сейчас может любой, и аферисты этим пользуются…
В ТЕМУ
Нуждающимся сейчас помогают добровольцы акции #Мы вместе. Они тоже просят пожилых людей расписаться в получении помощи. Перед приездом к вам предварительно позвонят, уточнят ваш заказ из магазина, принесут вам чек, будут в брендированных жилетках и средствах индивидуальной защиты, а также не зайдут дальше порога квартиры.
КСТАТИ
В три раза больше звонков для консультаций по вопросам мошенничества стало поступать в адвокатские конторы в пандемию. Схема с лжесоцработниками, процветающая на фоне прошлого кризиса в 2008-2009 гг., вновь стала особенно актуальной. Если до пандемии адвокаты принимали в работу одно дело в два-три месяца, то теперь могут делать это почти еженедельно, рассказала Галина Белик.