Газета,
которая объединяет

Шурф времени

Как одна археологическая разведка в Костенках вызвала скандальный резонанс
Рубрика: Социум№2 (2463) от
Автор: Александр Ягодкин

Мировая археология признала село Костенки в Воронежской области прародиной европейцев с самой высокой в мире плотностью археологических памятников. Здесь местные как-то купались в Дону и наткнулись на часть бивня весом в два пуда. В музее его возраст определили в 30-40 тысяч лет. Жители Костенок не считают такие находки ценностью («да они здесь в каждом огороде!»), а на аукционе в США бивень мамонта из тундры продали за $96 000. Похоже обстоят и дела уникального памятника древности: что имеем, не ценим.

В 2011-м по указанию президента Медведева Министерство культуры решило создать на базе Костенок всемирный центр изучения палеолита. Но быстро только сказки сказываются.

В 2015-м Минкульт обсуждал с Бюро ЮНЕСКО присвоение Костенкам статуса объекта всемирного культурного наследия. Но музей до сих пор держится на энтузиастах; в нем нет отопления, «удобства» – во дворе, и на зиму учреждение просто закрывается. Гостиницы в Костенках тоже нет, как и нормальных дорог.

Между тем в области приступают к созданию туристического кластера «Историко-природный парк «Костенки – Борщево – Архангельское». И прежде всего рулить здесь будут не ученые, а бизнесмены; первые опасаются, что после бурной деятельности вторых об изучении палеолита на примере уникального этого памятника можно будет забыть.

Насколько обоснованны их опасения?

УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСКОПКИ

В октябре 2020-го археолог Г.В. Воронин (он же – специалист-археолог Госинспекции историко-культурного наследия Воронежской области) с помощниками по заказу коммерческой организации провел разведку памятников археологии в Костенках как бы для предотвращения их уничтожения. Но в этот раз вышло наоборот: группа Воронина вообще ничего ценного не нашла. То есть 140 лет здесь вели раскопки, изучали находки, проводили международные конференции, собрались даже всемирный центр изучения палеолита создать, а одна «бригада» покопалась и объявила: да тут ничего и нету! В итоге могут снять ограничения на строительство на участке более 2000 кв.м между всемирно известными стоянками Костенки 1, Костенки 12 и Костенки 14.

Ученые-археологи дружно выступили против принятия акта историко-культурной экспертизы по отчету Воронина, поскольку оно может привести к бесконтрольной застройке и утрате археологических ценностей.

Этот акт подготовил для обл­управления по охране объектов культурного наследия госэксперт А.В. Лычагин – сам он живет в Ставрополе и раньше, как и Воронин, тоже не имел отношения к изучению палеолита в Костенках; кандидатская его диссертация – об отношениях английских университетов с церковью и государством в XIII-XV веках.

В соцсетях археологи уверяют, что «залетного» эксперта привлекли потому, что местные не стали бы ставить на кон свою репутацию.

Председатель Воронежского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Никитин написал: древнейшие культурные слои на соседних с тем участком стоянках Костенки 1 и Костенки 7 залегают на глубине 5-8 метров, а «сенсационный» шурф группа Воронина выкопала на 2 м и умудрилась не найти даже керамику XVII-XIX веков, которой полно на огородах в Костенках. И если его отчет о раскопках можно списать на отсутствие опыта работы с памятниками эпохи палеолита, то отсутствие поздней керамики очень смахивает на фальсификацию.

НАУКА И БИЗНЕС

В туристическом кластере планируют построить массу объектов, реконструировать дороги и подземные коммуникации, что в принципе может угрожать как уже известным памятникам археологии, так и еще не обнаруженным.

Феноменальная концентрация археологических объектов в Костенках и Борщево обещает еще много научных открытий, но отношение ко всемирно известному памятнику эпохи палеолита выглядит легкомысленным. Границы «Комплекса палеолитических стоянок» чиновники нарисовали без консультаций с археологами (!) и внесли туда скопом все стоянки, хотя они многослойные, из разных эпох: между отдельными поселениями первобытных людей – десятки тысяч лет!

Археологи не только лишены контроля над ситуацией, но порой оказываются персонами нон грата. Вот примеры, которые в цивилизованных странах привели бы к тяжким последствиям для нарушителей: в 2006-м при прокладке газопровода трактор вырыл траншею прямо через стоянки Костенки 8 и Костенки 9, повредив и частично уничтожив культурные слои. В 2013-м то же случилось со стоянкой Борщево 5. В августе 2020-го «Ростелеком» прорыл траншеи через селище сарматского периода и славянский курганный могильник возле Большого Боршевского городища – это как если б по Лувру прокатилась компания байкеров. Недавно построили фельдшерский пункт вблизи стоянки Костенки 12 и магазин возле стоянки Костенки 18 – и без всяких археологических изысканий.

А теперь вот раскопки Воронина, дающие зеленый свет бесконтрольной застройке на участке музея. Сергей Лисицын, сотрудник Института истории материальной культуры РАН СПб (письмо ученого есть в редакции), и Александр

Никитин в своих статьях об отчете Воронина с выводом об отсутствии культурных слоев и признаков ОКН на исследованных им участках и в экспертизе Лычагина по его отчету единодушны: это фикция!

Особое возмущение в сообществе археологов вызвало положительное заключение экспертизы, проведенной по отчету Воронина. Замечания по содержанию акта ГИКЭ написали сразу 10 археологов из разных научных учреждений и городов России – беспрецедентный случай.

Приведенная в отчете Воронина справка об истории изучения памятников в Костенках не выдерживает критики. По его мнению, последние археологические работы в селе проводились в 2017 году – а в реальности они идут каждый год.

Акт экспертизы А.В. Лычагина выполнен так, будто работы Воронина в селе проводились впервые в местности, где об археологических находках ничего не знали. Эксперт, как и автор отчета, не анализировал ни один из научных отчетов о результатах работ на стоянках Костенки 1 и Костенки 7, то есть не удостоверился в объективности и достоверности отчета.

Общее мнение специалистов, написавших замечания к акту ГИКЭ: заключения экспертизы А.В. Лычагина не соответствуют законам РФ в сфере госохраны ОКН, а в представленных для экспертизы документах сведения недостоверны.

Если такие археологи и эксперты будут так проводить археологические работы и делать такие экспертизы, в Костенках скоро нечего будет сохранять, изучать и благоустраивать.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Ирина Дудикова, выпускница истфака ВГПИ, организатор археологических детских лагерей:

– Когда я с группой школьников участвовала в Мангупской экспедиции, в гости к ее начальнику Герцену приехали английские археологи. Представляя меня как руководителя воронежской делегации, он увидел недоумение в их глазах: где это – Воронеж? А это там, где Костенки! Англичане сразу же понимающе закивали головами, а я стала уважаемым человеком...