Газета,
которая объединяет

Предупредить катастрофу

Главные невролог и кардиолог области рассказали, почему теперь мы все – в группе риска развития инсультов и инфарктов
Рубрика: Социум№1 (2462) от
Автор: Ольга Бренер

Новогодние праздники у нашего человека плавно переходят в гендерные и вообще длятся долго. Но в 2021 году все праздничные переборы становятся катализатором новой опасной тенденции – развития инфарктов и инсультов, которые все тяжелее и «моложе». Причина – отдаленные последствия заражения COVID-19.

Об особенности всех долгих празднований в начале 2021 года «Берегу» рассказывают специалисты областного департамента здравоохранения – главный невролог Светлана Чуприна и главный кардиолог Олег Азарин.

НОВЫЙ ТРИГГЕР

Светлана Чуприна:

– Тенденцию «помолодевших» инсультов мы наблюдаем из года в год и без коронавируса. Но с конца 2020-го в неврологические отделения по cкорой стали попадать те, кто какое-то время назад перенес коронавирус и уже прекратил лечение. Или же те, кто и не подозревал о перенесенном инфицировании, а теперь просто отмечает в беседе с неврологом, что да, вроде был незначительный подъем температуры два-три месяца назад, легкое недомогание. И вот таких пациентов у нас становится все больше и больше. И они все сравнительно моложе, а инсульты – тяжелее. COVID-19 стал новым триггером сосудистых катастроф. И мы уже можем спрогнозировать рост их количества. Причем в этой зоне риска сейчас находятся все. Сколько на самом деле людей уже переболели коронавирусом бессимптомно или в легкой форме, не сможет сказать никто. Но нужно понимать, что если человек уже переболел, справился самостоятельно, безо всякого лечения, то состояние крови у него изменено. У переболевшего ковидом значительно повышается риск тромбообразования. Причем у людей любого возраста и с любой «ковидной» историей – и тех, кто лечился в стационаре, и тех, кто переболел дома или на ногах, даже не заметив заражения. И сейчас мы очень опасаемся, что в новых условиях люди также могут не обратить должного внимания на легкую форму грозных сосудистых изменений в организме. Вроде как защемило в груди или появилась слабость в руке, речь стала смазанной. Но можно ведь списать и на послепраздничную «усталость». К тому же потом вроде бы все и прошло. А обращаться в стационар в условиях пандемии совсем не хочется.

Олег Азарин:

– Есть инфаркты, которые сопровождаются яркой клиникой, выраженным болевым синдромом, нарушением ритма, и все это точно заставит вызвать cкорую. Но существует безболевая форма инфаркта миокарда, или когда симптоматика заболевания не типичная и не выраженная. Человек думает: ну придавило чуть сердце, пот прошиб, потом принял нитроглицерин – и вроде бы отпустило. Но на самом деле это проявление начала серьезной сосудистой катастрофы. Такой вариант инфаркта миокарда опасен тем, что его можно перенести на ногах и даже особо не заметить, тем более в режиме праздников.

ВСЕ МОЛОЖЕ И ТЯЖЕЛЕЕ

Светлана Чуприна:

– У некоторых пациентов симптоматика нарушения мозгового кровообращения тоже носит не ярко выраженный характер. В течение нескольких часов симптомы могут исчезать. Поэтому мы подозреваем, что люди сейчас просто не обращаются в стационар с такими симптомами. Все списывается на авось. И, конечно, люди не решаются вызывать скорую помощь из-за страха заразиться коронавирусной инфекцией. А инсульты у тех, кто к нам все-таки уже поступает, стали на порядок тяжелее. Особо тяжелая группа – молодые люди от 20 до 40 лет, которые в довольно легкой форме переболели ковидом, выздоровели, через какое-то время почувствовали неврологическое недомогание – и «проехали». А вот через месяц-другой от первого такого эпизода у них случаются обширные инсульты. Причем катастрофа может быть связана не только с тромбозом артерий, но также и с тромбозом вен головного мозга – такие инсульты протекают очень тяжело. Сейчас во всем мире обсуждается эта особая группа риска молодых людей, которые перенесли ковид в легкой форме.

И еще одна беда: «очнувшись» после праздников, люди вдруг вспоминают про родителей, бабушек и дедушек, начинают им звонить, а там – тишина. Приезжают, вызывают МЧС, вскрывают дверь – и обнаруживают родного человека с уже запущенной формой инсульта. Но для своевременного восстановления кровоснабжения пораженного участка мозга или сердца есть считанные часы. А если человек пролежал дома несколько дней без врачебной помощи, то слишком высок риск смерти и тяжелых последствий, приводящих к необратимой инвалидизации.

Поэтому мы очень просим сейчас не оставлять без внимания своих родственников. А также ответственно отнестись и к своему здоровью: держать связь с лечащим врачом, ни в коем случае нельзя бросать любую базовую терапию, если она была вам назначена еще в доковидную эпоху.

НЕ КОВИДОМ ЕДИНЫМ

Олег Азарин:

– Да, все факторы риска из доковидной эпохи сохраняются, но никто не ждал, что грядущий коронавирус произведет «эффект ядерного взрыва». Все его отдаленные последствия мы пока не можем просчитать. А вот что будет дальше? Где еще может порваться? Это все пока темная сторона Луны.

Но нам также очень хочется разбить сегодняшний стереотип мышления – мол, в больницах сейчас делать нечего, там только коронавирус. Между тем в Воронежской области полностью сохранилась система оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями. В новых условиях мы работаем с большим напряжением, но лечим всех, кто нуждается в срочной специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи. Инфаркты и инсульты остаются вызовами первого исполнения cкорой помощи. Ни одного из таких пациентов не поставят в «режим ожидания». Все первичные сосудистые центры региона работают в полном объеме. В области сейчас функционируют три центра, в которых оказывается высокотехнологичная медицинская помощь пациентам с острым коронарным синдромом: в БСМП №10, в ВОКБ №1 и Бобровской район­ной больнице.

Светлана Чуприна:

– Если у пациента с инфарктом или инсультом во время госпитализации также обнаружен ковид, то человек попадает в «красную зону», но – в профильное отделение, и ему оказывается вся необходимая специализированная помощь. Во 2-й корпус ВОКБ №1, перепрофилированный под лечение больных с коронавирусной инфекцией, перевезено необходимое диагностическое и лечебное оборудование для пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения, работает мультидисциплинарная реабилитационная бригада. После интенсивной терапии в ковидном корпусе пациенты с острыми инсультами и с уже отрицательными тестами на коронавирус переводятся на реабилитационные койки неврологического отделения для больных с нарушением мозгового кровообращения. Среди медперсонала тоже происходит ротация, и часто случается, что пациент снова оказывается в руках тех же врачей и медсестер, но только те уже без средств индивидуальной защиты. Это удивительно, но пациент узнает своих лечащих врачей и медицинских сестер из «красной зоны» ковидных отделений! Голос, взгляд, весь душевный контакт оказались сильнее коронавируса и сосудистой катастрофы.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

За прошедшие сутки в Воронежской области от последствий коронавируса скончались еще 6 человек, сообщил оперативный региональный штаб в понедельник. Общее количество смертей в регионе от COVID-19 достигло 1456. За эти же сутки выявили 392 новых заболевших. Таким образом, количество людей, заразившихся коронавирусом, достигло 50 497 человек.