Не только для католиков
Сегодня католическое Рождество, которое, впрочем, празднуют и протестанты, и многие православные конфессии. В Советском Союзе в эпоху позднего застоя начали отмечать этот праздник молодые атеисты. Праздников – человеческих, без красных знамен и песенной ленинианы – тогда было мало, а тут еще темень за окном, тоска, а Нового года еще ждать и ждать. Мы, студенты, дублировали православное Рождество в самых романтических элементах – свечи, портвейн, гадания… А потом все повторялось в ночь с 6 на 7 января.
Студенты-атеисты дразнили атеистическое государство, это была такая легкая форма диссидентства с намеком на «европейские ценности»!
Шли годы. Рождество стало чуть ли не государственным праздником – только оно из церковных в нашем светском календаре выделено красным цветом. И многие сограждане именно с этого дня, не мудрствуя лукаво, начинают, если позволяет здоровье, самый долгий в мире марафон торжеств и застолий.
И случается на таких праздниках, что на наряженного Санта-Клауса из супермаркета сурово смотрит со стены Николай-угодник на бабушкиной иконе. Да, Николай – строгий святой, ему чуждо неурочное веселье. Но ведь это один и тот же персонаж! И его неучастие в ритуалах Рождества привело к появлению и вовсе языческого Деда Мороза.
Но разве не все они имеют право на существование в детских сердцах? И что такое две спорные недели перед двумя тысячами лет? И что такое даже самая длинная ночь перед Вечностью?
Бог не в календаре. Бог – в нас, и пусть каждый понимает это по-своему.