Газета,
которая объединяет

Это вам «Не Му-му»

Новый театр Воронежа решил поэкспериментировать с классикой
Рубрика: Культура№95 (2460) от
Автор: Ирина Лазарева

Документальный театр Воронежа, артисты которого занимаются сбором, анализом и обработкой реальных историй, обратился к классическому произведению. На сцене Дома актера Новый театр сыграл премьеру «Тургенев. Не Му-му» по повести «Вешние воды». Это не просто попытка попробовать что-то другое, а полноценный эксперимент, вызов для труппы.

ТЕЛЕПОРТАЦИЯ В ПРОШЛОЕ

– Для драматических театров классика – это основа основ, а для нашего театра – это прежде всего эксперимент. Мы работаем в документальном жанре, и классические произведения еще не ставили, – рассказала режиссер Виктория Шаламова. – Но все же мы и здесь решили работать в своем ключе, объединив авторскую музыку, хореографию и текст.

Выбирая из всего многообразия классических текстов, решили остановиться на Тургеневе. По словам режиссера, он оказался созвучен с жизнью и мыслями молодой труппы Нового театра.

– Жизнь – это мгновение, – говорит Виктория. – В процессе работы я нашла очень важную для себя фразу, которая отражает суть спектакля: «Я – это моя память». Мы хотим рассказать зрителям историю одного человека, который прожил жизнь, а в конце оглянулся, пытаясь переосмыслить.

СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Постановку готовили примерно три месяца – работа с классическим наследием оказалась совсем не проще, чем с документальным материалом, когда артисты сами ищут героев и беседуют с ними. Артисты постарались передать дух времени, заложенный в оригинальном тексте, и эстетику ХIX века – через стилизованные костюмы героев, созданные Юлией Рубан, и хореографию Марии Фроловой, в которой постановщице удалось синтезировать и душевные переживания героев, и атмосферу Тургенева. Конечно, «Вешние воды» еще наверняка никто не танцевал, но пластический язык в постановке Нового театра однозначно помогает выразить то, что словами сказать бывает недостаточно или не так ярко.

Воплотить на сцене прозу – довольно рисковое дело, но синтетический жанр Нового позволил сделать это органично, притом действительно открыв новые грани актерского и режиссерского мастерства.

– Меня привлекает проза, – объясняет режиссер Виктория Шаламова. – Тургенев плетет кружево, и нам надо было найти определенное художественное выражение для этой истории, соединить пластический и драматический язык. Текст маслянистый, начинаешь разбирать его и утопаешь… Нужно что-то вырезать, убрать, а написано таким слогом, что это просто невозможно. В этом была сложность, но мы ее преодолели. Пьеса – это скелет. Проза – основа для сценического воплощения, атмосфера.

МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ

Актерские работы и вправду очень порадовали: внутренний катарсис, поиск, желание сделать свой образ лучше, чем вчера, в документальном спектакле порой сложно разглядеть – у нас отсутствует понимание, кого играет артист. А «Вешние воды» осязаемы, мы можем составить свое представление о героях, затем наблюдать, как актеры Нового театра это видят, как исполняют и как меняются от спектакля к спектаклю. Артисты не только работали над «рисунками» своих ролей, но и подбирали звучание своих персонажей. Особенно тщательно это довелось делать Марии Фроловой (Джемме) и Елене Криштопе (маме Джеммы), исполняющим итальянок.

Монолог Никиты Шершнева (главный герой, 22-летний Дмитрий Павлович), в котором он размышляет о том, как уговаривать любимую выйти замуж за другого, пробирает до мурашек. Нарочитая экспрессивность Елены Криштопы, может, и выдает некоторые стереотипные представления об итальянках, но является неким юмористическим стержнем спектакля: за ним всеобъемлющее: «мама знает, как лучше для дочери». Актер Игорь Болдышев выходит на сцену в разных образах и в каждом интересен до мельчайших деталей.

Марии Фроловой удается играть наивность и простоту, но как же хороша она становится в танцах. Все-таки хореография – более органичный для нее язык. Через пластику актеры передают не только танец любви, но и «танец ненависти», разыграв таким образом дуэль. В спектакле немало снов и миражей, словом, фантазий, которые также находят отражение в движениях. В итоге миражом становится и сама Джемма…

На генеральной репетиции за час до премьеры режиссер вносила финальные штрихи, замечаниями исписав несколько страниц блокнота. Ведь на сдаче процесс подготовки не заканчивается, после выхода к зрителю начинается уже более тонкая работа – над деталями, которые важно «выточить» до миллиметра, чтобы сложилась единая конструкция.

КСТАТИ

Перенося произведение Ивана Тургенева на большую сцену, труппа театра преследовала еще одну цель – изменить отношение к автору. Как пояснила Виктория Шаламова, когда она взяла в работу «Вешние воды», оказалось, что с этим текстом, как и с другими тургеневскими, мало кто знаком. Даже среди театральных деятелей и артистов Нового театра оказались те, кто никогда не читал «Вешние воды».