Газета,
которая объединяет

Штучный товар

Беседовал недавно со знакомым прорабом по поводу строительства очередного воронежского соцобъекта. Что-то, говорю, затянулись работы по благоустройству, не успеете закончить до морозов. И вот неожиданно при­шли морозы, стройплощадка застыла в волнах грунта и штабелях завезенной плитки. И снега, как назло, нет, чтобы прикрыть это безобразие.

– Ну, не успели, – честно признал прораб. – Очень уж крепко выпивали мои рабочие.

Набрали бы, говорю, гастарбайтеров-азиатов. Те трезвенники.

– Гастарбайтер нынче – штучный товар, – вздохнул прораб. – Строители чуть не дерутся из-за них.

Вот так. Сколько ни критиковали практику привлечения смуглых парней в столицу Черноземья, а без них, получается, все еще хуже. Дешевизна рабочей силы, умноженная на добросовестность (на родине от их заработков многие зависят), дает непревзойденную эффективность труда гастарбайтеров на стройке. А их дефицит, утверждают строители, может привести к росту стоимости жилья. А может, уже привел: кто же считал долю этого фактора в ползущих ценах на квадратные метры? Эти парни большей частью зарплаты в конвертах получали.

Между тем в Воронеже заметно увеличилось число объявлений о вакансиях повара, уборщика, мойщика, официанта – несмотря на растущую безработицу, местные не спешат идти на освободившиеся места.

И не факт, что, когда вторая волна схлынет, азиаты вернутся к своим мастеркам, лопатам и метлам. Авиабилеты подорожали, да и на что их покупать? И вот в этом состоянии рабочих из Таджикистана могут переманить Казахстан или Узбекистан, где строек с каждым годом все больше, и эти страны из поставщиков сырья и рабсилы вот-вот превратятся в «среднеазиатских львов».

Конечно, можно посоветовать коренным воронежцам меньше пить и добросовестнее работать, чтобы конкурировать хотя бы с азиатскими гастарбайтерами. Но боюсь, это предложение в преддверии веселого праздника и самых длинных в мире новогодних каникул прозвучит нелепо.