Газета,
которая объединяет

«Я держусь за свет»

Как воронежский фотограф Ольга Табацкая через объектив одухотворяет реальность
Рубрика: Мир вокруг№90 (2455) от
Автор: Ольга Бренер

Накануне Нового года к выпуску готовится первая книга воронежских пейзажей фотографа Ольги Табацкой. Само понятие «пейзаж» здесь очень условное – это, скорее, сотворение новой реальности в привычном городском пространстве. Рэй Брэдбери описал свое знаменитое «вино из одуванчиков» как пойманное и закупоренное в бутылки лето.

У Ольги Табацкой получилась пойманная и «закупоренная» в фотографии магия большого города. Еще одна особенность воронежской серии – все фотопейзажи сделаны на сотовый телефон.

ОСОБЕННЫЙ ДАР

У Ольги пока нет публичных экспозиций, но воронежцы, в самых разных кругах, ее хорошо знают. Может, потому, что ее работы и она сама – неразделимы. Это единый поток вдохновения. И если ты вошел в него при общении с мастером, то тоже начинаешь видеть мир по-другому.

Сразу после нашей беседы мы решили пройтись по лесу на самой окраине города. Декабрьские четыре часа дня, самые сумерки года, леденящий холод и ветер без снега и солнца – не лучшее время для прогулки. Мимо шла пожилая женщина в мужской куртке и старой вязаной шапке с десятком козлят и молодых коз. Ольга поздоровалась с ней и заговорила. Женщина оказалась певицей нашего оперного театра на пенсии, преподавала в музучилище. Сразу образовалось много общих знакомых. Актриса на склоне лет вышла замуж, перебралась с мужем на окраину. Вот, мужа осенью похоронила, обзавелась козами, с которыми надо работать и много двигаться, а не пропадать с горя. История, с пол-оборота выуженная Ольгой из ноябрьского распада и тоски, – круче всякой книжной классики. Я не успела оглянуться, как они уже распевались на два голоса, а козлята радостно скакали вокруг.

Такой у Табацкой дар – высвобождать из обыденности. На каждом шагу она умеет проникать взглядом объектива под оболочку обычных вещей и вызволять оттуда на свет чудо. Для многих воронежцев она сама и ее работы стали наглядным воплощением знаменитой эйнштейновской фразы про два способа существования: либо чудес не бывает – либо кругом одни чудеса.

ОСЕДЛАТЬ ВОЛНУ

– Воронеж меня вдохновлял с детства. А с возрастом, в этой всеобщей суете и спешке вокруг, я поняла, что все самое главное – у нас под ногами. Надо только поднять с земли и удивиться. При некотором смещении ракурса, освещения и времени года, при стыковке и неуловимом взаимодействии разных предметов начинаешь видеть самые обыкновенные вещи вокруг по-новому. И Воронеж, оказывается, во всех его уголках можно читать и перечитывать по-новому, как любимую книгу. Просто каждый раз слой за слоем снимаешь с него новые смыслы, – говорит Ольга Табацкая. – Я обожаю пересматривать, перечитывать Воронеж именно так. Фотографируя, я становлюсь как бы первобытным человеком с «чистым знанием», не отягощенным всякими представлениями о себе, о жизни вокруг. Ведь даже если ты идешь и любуешься закатом – это такое обусловленное чувство: «Ах, какой закат!» У меня появилась потребность проникнуть глубже этих восторгов и мыслительного шума, как будто заглянуть по другую сторону пейзажа. Вот я иду утром через парк на рынок сквозь холодный туман. Я его вижу, уже ведусь на него. Это как потайная дверь в каморке папы Карло. Главное – вовремя поймать волну чуда и на ней удержаться. Я всегда стараюсь держаться за этот свет. Потому что мне надо сохранить правильную энергию мира для своих детей.

– Кроме города, в твоих работах много лиц – и узнаваемых, и самых простых людей, но с той самой «правильной энергией». Как удается ее заснять?

– На самом деле подсознательно с фото человека можно считать все. Но когда делаешь фотографию, надо все-таки вытащить эмоции наружу, раскрепостить и «расчистить». Приходят на съемку девочки 15 лет, и сразу видно – сколько там внутри противоречий. В объектив видно все! А я уже больше десяти лет в него смотрю и многое узнаю о душе

человека. Иногда мне кажется, что если с людей снять все наносное, наросшее на душе с годами, с жизненными обстоятельствами и условностями, то они встанут и полетят.

Воронежские пейзажи Ольги Табацкой тоже как бы оторваны от земли. Никитинская библиотека – взлетающий на всех своих парусах корабль. Или – явно оживший Бим на фоне кукольного театра. И все вместе – словно большая и самая таинственная сцена города. Надо только снять шоры с глаз. Приподнять занавес и научиться смотреть город, как свои сны.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Ирина КАРПОВА, руководитель школы эффективных коммуникаций «Репное»:

– Оля приходит в семью – и через две минуты ты уже ее не чувствуешь посторонним человеком, она как бы становится членом семьи. Она сразу же приносит с собой ощущение, что мы давно знакомы. И, может, ты ее не знаешь, но вот она сама тебя знает давно и хорошо. Эта неуловимая энергетическая нить, которая сразу протягивается между Олей и людьми, с которыми она работает, меня при знакомстве потрясла. Поэтому ее фотографии такие удивительные и естественные, на них потом смотришь и не просто видишь красивую картинку, а эмоционально возвращаешься в тот период. Оля умеет увидеть этот мир с самого необычного и самого важного ракурса. Другие талантливые фотографы ловят действительно очень красивые мгновения и их фиксируют – потрясающий рассвет, распускающийся цветок. Оля работает совсем по-другому. Вот у нее была монохромная серия пейзажей с растениями, рекой, снегом – так в XVII веке тонко прописывали свои бытовые пейзажи «малые голландцы». А она привносит этот стиль в современную фотографию. Такой фотоэкспрессионизм.

И то, что она делает на фото с Воронежем – тоже экспрессионизм. Она строит, ведет свои фотографии не по штампам, а ощупью, по следу особого импульса, спускающегося с Небес. И при этом ее взгляд на мир очень доброжелательный, в ее работах никогда нет агрессии, презрения, насмешки. Думаю, что Табацкая – настоящий мастер, пока, к сожалению, недооцененный. Жаль, что в наше время нет мецената, который бы сам пришел к ней и сказал: «Вот тебе аппаратура, лаборатория – только работай».