Газета,
которая объединяет

На пуантах и лыжах

В воронежском театре прошла мировая премьера «Продавца игрушек»
Рубрика: Культура№89 (2454) от
Автор: Ирина Лазарева

Яркое зрелище для семейного просмотра представил Воронежский театр оперы и балета. Рождественскую историю впервые переложили на балетный язык – хотя уже существуют драматический спектакль, мюзикл, фильм и даже опера по мотивам одноименного романа.

Задумка воплотить роман Виктора Добросоцкого в новом формате пришла руководителю театра «Кремлевский балет» народному артисту России Андрею Петрову.

СОВРЕМЕННЫЕ МОТИВЫ

В основе драматургического замысла – сюжет о том, как потомок русских князей, молодой француз Николя Берски (Иван Негробов) – известный мастер по изготовлению кукол – отправляется на историческую родину искать дедушкины сокровища. В сюжет вплетена история Пигмалиона: Берски уснул на рабочем месте, ему приснился сон, как его игрушки оживают, и любимая кукла Наташа тоже.

– Пересказать языком балета роман Виктора Добросоцкого «Продавец игрушек» – задача непростая, но крайне интересная. Приступая к постановке балета по этому произведению и учитывая философские смыслы, заложенные в него автором, я был сосредоточен на основных сюжетных линиях. Главной стала история любви героев в настоящем, – сказал Андрей Петров. – «Продавец игрушек» принадлежит к редкому числу балетов о нашей современной жизни. Его герои живут в Париже и Петербурге, работают продавцами, экскурсоводами, летают самолетами «Аэрофлота». Но в рождественские дни календаря они попадают в волшебный мир сказки.

Музыку к постановке написал один из самых востребованных композиторов России Алексей Шелыгин, произведения которого звучат, например, в фильмах «Бригада» и «Бой с тенью». Оркестром руководил дирижер-постановщик Данила Серганин, для которого «Продавец игрушек» – первая работа на воронежской сцене.

– Оперную музыку, хоть и по тому же произведению, в балете использовать сложно, поэтому сопровождение для нашей постановки складывалось по кусочкам, прежде чем стало единой композицией. Нового в ней получилось больше, – рассказал Данила Серганин.

ВТОРЖЕНИЕ В ИСТОРИЮ

Если балет – это набор музыкально-хореографических образов, «рисунок» которых един в технике исполнения, это вовсе не значит, что современных мотивов в постановке не будет. Так, на одной сцене классические пуанты и пачки соседствуют с шубами, медицинскими халатами и полицейской формой, а главная героиня – кукла Натали (в день прогона исполнила Марта Луцко) – не только крутит фуэте, но и стоит на лыжах. Иван Негробов и Марта Луцко, хоть и не были до конца синхронными, после каждого совместного выхода удостаивались зрительских оваций.

Впрочем, персонажи не только танцующие, но и с драматической краской в своих образах, выглядят наиболее интересными. Дедушку Николя, который оживает в портрете и как бы переносится в реальность, исполняют, меняясь, Михаил Ветров и Максим Данилов.

– Дедушка Николя – очень веселый, игривый персонаж, совсем не по своему возрасту. Он все время находится рядом с внуком и ведет его. Я – словно некая защитная аура. Но вся сложность исполнения заключается в том, что мне нужно было соединить балетную партию с драматическим характером своего персонажа. На мне грим, который наносится примерно час. Кроме того, чтобы войти в этот образ, я старался копировать манеру поведения своих дедов, использую даже их походку, – рассказал Михаил Ветров.

Интересно наблюдать и за другими персонажами, которых легко встретить в нашей жизни: великолепна была Луиза Литягина в образе медсестры и отважные полицейские.

Посмотреть балет «Продавец игрушек» можно будет 20 декабря.

КСТАТИ

Во время премьерного показа руководитель департамента культуры Мария Мазур выразила слова благодарности автору проекта Виктору Добросоцкому, балетмейстеру-постановщику спектакля Андрею Петрову и труппе Воронежского государственного театра оперы и балета. По ее словам, благодаря слаженной и кропотливой творческой работе театральной команды на воронежской сцене появился зрелищный яркий спектакль. Декорации к нему действительно грандиозные.