Газета,
которая объединяет

Водевиль с убийством

В воронежском драмтеатре заговорили об эмансипации и харассменте
Рубрика: Культура№88 (2453) от
Автор: Ирина Лазарева

Государственный академический театр драмы им. Кольцова поставил «Пьесу без названия» Антона Чехова – в год 160-летнего юбилея писателя и драматурга. Написанная им в 18-летнем возрасте пьеса серьезно выделяется на фоне того, что появилось потом – благодаря неприкрытым страстям и любовным перипетиям.

НЕОБЫЧНЫЙ ЧЕХОВ

– Эта ранняя пьеса отличается юношеским максимализмом, поисками смысла жизни, отражением того ужаса, который Чехов видел, и мне захотелось обратиться именно к ней. Она нравится мне своим открытым темпераментом, – рассказал художественный руководитель драмтеатра, режиссер спектакля Владимир Петров. – По жанру я определил постановку как «водевиль с убийством». Трагикомедия – это традиционная форма обозначения жанра, а «водевиль с убийством» – забавно выглядит на афише, но по своей сути так и есть. Хотя убийство не в том, что здесь стреляют, а в том, что жизнь проиграна окончательно.

Впрочем, замысел художника не всегда легко раскрывается зрителем. Вот и в «Пьесе без названия», инсценировку которой представил воронежский драмтеатр, все гораздо сложнее и запутаннее. Первая пьеса Чехова уже имела успех на театральных подмостках – чаще всего под названием «Платонов». И хотя Владимир Петров оставил историческое название (весьма условно, так как первые две страницы пьесы утеряны, и никто достоверно не знает, как молодой Чехов назвал свое произведение – прим. авт.), главным считают образ Платонова.

– Я же вижу конфликт «старого и нового мира». Не Платонов для меня главный, не судьба женщины, а время, которое меняется и меняет вместе с собой привычные устои. И Платонов по этой причине не может быть подлецом или страдальцем – это первый вопрос, который возникает после просмотра, – считает худрук. – Он просто мужчина, который оказался в переломный момент собственной жизни и эпохи. Времени, когда еще есть старые устои, но уже формируются новые – со свободными нравами. И вот уже женщины стреляются на дуэли за мужчину. Не по-чеховски, зато весьма жизненно.

В ПЕСКАХ ВРЕМЕНИ И ЖИЗНИ

– В этой пьесе много разных видов любви – эгоистическая, всепрощающая, придуманная, истеричная. Во всем этом многообразии и запутывается один мужчина. Эта пьеса очень современна, потому что это своего рода харассмент, такая антимаскулинность. Но всех погубил мужчина – он во всем виноват, – говорит Владимир Петров.

Главный минус спектакля – это все первое действие, которое не только абсолютно статично, но и откровенно скучно. Впрочем, статичность – хороший способ иллюстрации жизни людей, застрявших во времени, если уж нам стремятся показать его определенный отрезок. Но в актерской игре в день генерального прогона были абсолютные качели: с хорошими акцентами, но как-то без нерва. Хотя дело это наживное – репетиции и показы помогут лучше понять своих персонажей, а характеры у всех многослойные.

– Мой герой – не донжуан, – говорит актер Антон Тимофеев, исполнивший роль Платонова. – Он не ищет любви, не стремится покорять женщин ради списка, он в каждой из них ищет спасение для себя. Будучи студентом, когда у него возникли революционные идеи, он мнил, что перевернет мир. Но наступил момент кризиса, и он сильно это переживает. У всех это происходит по-разному: кто-то понимает, что такова жизнь, а он все еще цепляется за соломинку.

Время не в глобальном, а в частном смысле, в судьбе каждого человека тоже затронуто в спектакле – и представлено рассыпанным по всей сцене песком из бусин. Сценографией постановки занимался тоже Владимир Петров, и такая его находка порождает десятки образов и метафор.

– В этом и прелесть быть хозяином театра. Если бы я был приглашенным режиссером, любой директор бы сказал: «Не стоит, а то разнесете все это по театру, это попадет в механизмы сцены». Я же сумел воплотить то, что мне привиделось, – сказал худрук.