Газета,
которая объединяет

Веселые похороны

Мексиканский выпускник ВГУ – о празднике живых и мертвых
Рубрика: Мир вокруг№83 (2448) от
Автор: Ольга Бренер

Ноябрь в северном полушарии и уж тем более в России традиционно считается самым печальным месяцем года. Это время угасания всех сил на переходе природы из буйства жизни и ярких красок в иное состояние; маленькая смерть перед началом возрождения солнечных минут уже в декабре.

А вот в Мексике смерть празднуют. После 2 ноября, национального Дня мертвых, последующие две недели, а то и весь месяц – настоящий праздник и карнавал смерти. И это не про цикличное угасание природы, а о настоящей смерти человека, который ушел, казалось бы, навсегда. В древней традиции майя и ацтеков безвозвратного ухода нет никогда и ни в чем – есть переход. Обо всем этом «Берегу» рассказал доктор Хавьер Браво – один из самых известных на американском континенте выпускников истфака ВГУ, ученый-археолог, профессор Национального университета Мехико.

– Наш Праздник мертвых включен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества. С первых дней ноября в каждом мексиканском доме, и даже в кафе и на улицах обустраивается алтарь, на который ставятся фотографии близких умерших. У меня вот две недели назад умер папа, а пять лет назад – мама. Алтарь с их фото, цветами, любимыми их блюдами и напитками в нашем доме – это не только память. Это – наше празднование их вечной жизни. Мои родители остаются со мною навсегда. Потому что у нас, мексиканцев, нет такого дуалистичного восприятия человеческого бытия, его четкого разделения на жизнь и смерть, как это воспринимается в европейской цивилизации. И нет особого превосходства души над телом, как существует в христианской концепции. Для мексиканцев, как и для семитских древних народов, будущее воскрешение – это также воскрешение и тела. Для нас тело и душа связаны неразрывно, и эти невидимые тонкие настройки между земным существованием и потусторонним миром остаются в вечности навсегда. У времени нет линейного счета, поэтому все, что было, и все, что еще предстоит, присутствует для нас здесь и сейчас, в текущей действительности. В общем, празднуя День мертвых, мы празднуем жизнь. А в смерти наших родных и близких видим повод, чтобы снова и снова радоваться непрерывности жизни и нашего претворения в вечность уже сейчас, пока мы сами живы. Размещая на алтаре любимую еду и напитки наших умерших, мы делаем это именно вот с таким настроением – они живые и сейчас находятся с нами, – рассказывает мексиканский историк.

Хавьер Браво объясняет, что в эти дни алтарь и весь мексиканский дом наполняются яркими красками и ароматами цветов семпасучитль. Оказалось, что это весьма популярные в России ярко-рыжие бархатцы. Ими – «цветами для мертвых» в Мексике украшаются могилы, алтари, домашние гостиные, разные учреждения, улицы, кафе. Здесь верят, что чудесный запах и солнечный цвет бархатцев-семпасучитль привлекают души мертвых, возвращают их на землю и заставляют чувствовать себя счастливыми.

– Ведь что такое цветы? Это половые органы растений, то есть сама жизнь в ее наивысшей земной концентрации. Это радует и живых, и мертвых. Но это не означает, что мы слишком любим смерть или, наоборот, не воспринимаем ее всерьез. Мы лишь принимаем смерть всеобъемлюще и с большим уважением относимся к этому переходу человека из одного состояния в другое. Только помня о смерти, по-настоящему уважая ее, можно также уважать жизнь и каждый день от нее брать свой максимум. Только так можно быть по-настоящему счастливым. У нас этот алтарь мертвых стоит в доме в течение двух недель, у некоторых людей – весь ноябрь. Но само жизнеутверждающее отношение к мертвым одинаковое у всех. В это время на улицах проводятся даже фестивали – такие уличные «траурные празднования». Они заставляют задуматься об уроках на всю жизнь, оставленных нам нашими умершими родными и близкими. Я думаю, что и смерть, и жизнь – это всегда повод радоваться. Поэтому у нас, мексиканцев, как и у всех латиноамериканцев, очень много праздников. Их формат сейчас, во время пандемии и карантина, конечно же, изменился, и все же мы находим способ отмечать ноябрьский День мертвых вместе. Потому что у нас здесь все-таки преобладает общинный образ жизни – мы делимся друг с другом всем, что есть у каждого, помогаем друг другу во всем. У нас всегда дом открыт и гостеприимен, готовятся угощения и накрытый стол ждет гостей. Да, не у всех есть богатый стол и большие дома. Но мы все стараемся строить их так, чтобы под одной крышей даже в небольшой квартире жили три-четыре поколения. Эта семейная и вообще человеческая общность без разделения и экзистенциального конфликта «отцов и детей», так же как всеобъемлющее понимание нашего бытия без разделения на жизнь и смерть, у современных мексиканцев не меняется с древних времен, – говорит Хавьер Браво.

КАК ЭТО БЫВАЕТ

Праздник мертвых проходит в ноябре не только в Мексике, но также в Гватемале, Никарагуа, Гондурасе и Сальвадоре. А сама традиция восходит к приношению ацтеками даров богине Миктлансиуатль. Они сооружали стены с изображением черепов – цомпантли. В современной Мексике в эти дни можно попробовать сладости в виде черепов и фигурок одетых женских скелетов. В Книгу рекордов Гиннесса занесена стена, которую в 2004 году выстроили студенты Национального автономного университета Мексики из 5667 сахарных, карамельных и шоколадных черепов.

В период до испанской колонизации местные жители часто держали в домах настоящие черепа умерших – как своеобразную семейную реликвию, их часто демонстрировали во время различных ритуалов.

Празднование Дня мертвых в разных регионах имеет свои отличия. Как правило, к празднику готовятся на протяжении целого года – понемногу собирают вещи, которые должны быть на алтаре умершего. Во время празднования родные украшают цветами и фруктами могилы умерших. Для умерших детей приносят игрушки и сладости. Мексиканский алтарь мертвых можно увидеть в ноябре даже в Мадриде в дни праздника в Институте Сервантеса. Здесь его строят преподаватели из Мексики.

Сами мексиканцы категорически против любых аналогий их Дня мертвых с американским Хэллоуином.