Газета,
которая объединяет

В обществе деревянных скульптур

Как во время самоизоляции воронежский скульптор с помощью бензопилы в Крыму парк создал
Рубрика: Хобби№68 (2433) от
Автор: Наталия Осадчая

Недавно мэр Вадим Кстенин, обсуждая проект реконструкции парка «Танаис», предложил пригласить для создания «Поляны сказок» воронежского резчика по дереву Александра Ивченко. В это время Александр как раз закончил работу над уникальным парком деревянных скульптур в Ялте – «Вишневый сад. Возрождение». Талантливый скульптор рассказал «Берегу», как создавался «Вишневый сад» и каким он видит воронежский парк.

– Александр, почему ялтинцы решили создать парк деревянных скульптур?

– Создание парка связано с проектом «Лукоморье» – одним из старейших в России фестивалей резьбы, который ежегодно собирает на Байкале мастеров из 20-30 стран мира. Это единственная организация, которая на уровне Министерства культуры РФ уполномочена проводить официальные чемпионаты России по парковой скульптуре. Планировалось, что в 2020-м очередной чемпионат пройдет как раз в Крыму, и работы, созданные в ходе соревнований, наполнят старинный парк в высокогорье. Но вмешался коронавирус, и чемпионат пришлось перенести на 2021 год.

Тем не менее первый этап проекта состоялся. Пригласили нас – российских чемпионов-резчиков – Александра Матеркова, Александра Алферова, Илью Польского, Александра Парфенова, Льва Брюханова и меня. В феврале мы приступили к работе.

Так вышло, что из-за коронавируса ребята постепенно вынуждены были уезжать. Довольно продолжительное время я провел исключительно в обществе деревянных скульптур, но как «комдив» поле боя покинуть не смел.

– Что собой представляет парк?

– Сама площадка – разрушенное старинное дворянское поместье в горах над Симеизом – 450 метров над уровнем моря. «Сердце» парка – огромный камень с ровной плоской верхушкой. В народе и камень, и парк, и само имение зовут Шаляпинскими. До сих пор старожилы передают из уст в уста истории о том, как дворня затаскивала на этот камень белый рояль или стол с патефоном. Затем туда поднимался великий Шаляпин. И пел…

Идея наполнения этого пространства висела в воздухе: на камень нужно возвращать Шаляпина. Кто будет его слушателями? Конечно же, чеховские герои, ведь Ялта – чеховский город.

На полутора гектарах пространства ожили 22 сюжета, воплощенные в 51 скульптуре.

Очень не хотелось сделать «терракотовую армию» (этакий набор однотипных стоящих человечков) – мы старались выбирать максимально разные типажи. Насколько дьячок Отлукавин из «Канители» не похож на полицейского надзирателя Очумелова, настолько разнятся Душечка-Оленька и Любовь Андреевна Раневская.

Безусловно, в этом «конкурсе сюжетов» дополнительное преимущество имели рассказы, где есть животные. Например, Каштанка, знакомая всем нам с детства. Мы не поленились и, кроме собачки, построили весь цирковой номер «Египетская пирамида».

Мне не раз приходилось слышать вопрос: мол, «Вишневый сад» – это трагедия, сад вырубается, почему вы выбрали такое название? Давайте вспомним финал: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». «Вишневый сад» – это закономерная гибель старого, уступающего место новому, прогрессивному. И парк называется не просто «Вишневый сад», а «Вишневый сад. Возрождение». Это символично и для нашего века, и для Крыма, конечно же.

Официального открытия парка не было, оно намечено на июнь 2021 года и приурочено к чемпионату России по парковой скульптуре. Но 21 августа прошла презентация «Вишневого сада», доступ в парк открыт.

– Александр, что вы думаете о «Поляне сказок» в парке «Танаис»? Взялись бы за эту работу?

– К любой предложенной в Воронеже работе я отнесусь хорошо. Я неоднократно говорил, что для Воронежа сделал гораздо меньше, чем для многих других территорий, и считаю это несправедливым.

Что в парке должно появиться, нельзя сказать вот так сразу. Буквально сегодня, садясь в автобус, я видел, как дети качаются на качелях, и заметил, как армированные балки ходят ходуном. Задумался: что же такое нужно построить, чтобы нельзя было снести? А если же запрещать детям играть на такой площадке, как они хотят, то и нет смысла ее делать.

Площадка должна каким-то образом защищаться. Как минимум быть охраняемой, чтобы ночью никто не пришел и не бил пивные бутылки о скульптуры. Может быть, это будет прозрачный геокупол, как мы делали в Карелии в нашем музее «Обитель ангелов». Заходишь внутрь и попадаешь в иной мир.

Что касается идеи, то это должна быть современная и интерактивная площадка для ребенка XXI века, где дети не просто могли бы увидеть ту же Царевну-лягушку, но и тут же послушать аудиосказку, например.

Если говорить об образах, то я не считаю, что та же Баба-яга устарела и чем-то проигрывает персонажам из вселенной Марвела… Например, в Омске Баба-яга у нас летит в ступе с пропеллером (впрямь летит – на тросах между двух берез), на ней – летные краги, очки-консервы. Словом, бабка-огонь.

Здесь главное – посмотреть на мир глазами ребенка, воссоздать мир детской фантазии, детских снов. Моему сыну сейчас пять лет, и я, создавая скульптуры для детей, стремлюсь понять, как увидит их он.

Опыт Крыма также не будет лишним. Если раньше я думал только о художественном наполнении пространства, то теперь понимаю, как важна инфраструктура – тот парадоксальный случай, когда красивая рама для зрителя важнее гениальной картины.