Газета,
которая объединяет

Азбука символов

Завтра в России праздник – День Государственного флага. Я хорошо помню день 22 августа 1991 года, когда в Воронеже над зданием обкома взвился трехцветный флаг. Тогда замена одного символа другим мной не воспринималась как праздник: предыдущие дни, дни путча, были настолько напряженными и тяжелыми, что на последующие события сильных эмоций не осталось.

Да и сказать по правде, никто тогда, насколько помнится, не задумывался о праздниках: гражданам страны предстояло новое суровое испытание – жить своим умом. Что из этого вышло – мы, кажется, знаем. Символы, конечно, могут меняться (они и меняются достаточно быстро), а вот суть остается неизменной. На этот счет едко заметил Салтыков-Щедрин, написавший, что в России за десять лет меняется все, а за двести – ничего.

Вторая половина моей жизни прошла под новым флагом. Но первая – под другим. В той, первой половине я, в частности, знал, что во Вторую мировую под триколором воевала Русская освободительная армия генерала Власова, и этот флаг, в числе других штандартов поверженных держав и армий, был брошен к подножию Мавзолея на параде в июне 1945 года.

А во второй половине жизни я понял, что история – штука нелинейная, что прошлое всегда остается запутанным и каждый подстраивает его под свои сиюминутные взгляды, обессмысливая разом и прошлое, и настоящее.

У нас есть закон, требующий уважения к государственным символам. Но вообще уважать требуется все и всех – ровно до тех пор, пока они не доказали, что недостойны уважения.