Газета,
которая объединяет

Работа не для галочки

Кто и как помогает выживать пернатым, попавшим в беду

Ласточки, стрижи, дрозды, скворцы, свиристели – когда птиц в доме Юлии Истоминой, одного из волонтеров Центра охраны животных «Наша природа», перевалило за сотню, она перестала их считать. Одних принесли сюда еще не умеющими летать, других – познавшими полет, но по разным причинам снова оказавшимися на земле.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

– Так не выглядит здоровый птенец, – говорит Юлия, разглядывая уставшего и помятого стрижа в коробке, принесенного всего двадцать минут назад. – Он очень мал и слаб, хотя у него нет никаких переломов. Он вывалился из гнезда и полз по земле, пока его не подобрали и не сообщили нам. Стриж в любом возрасте не жилец на земле, так что хорошо, что он оказался у нас.

В доме Юлии уже несколько комнат отдано под содержание птиц – реабилитацию. Вот десяток желторотых ласточек, сидящих в глубоком блюдце, словно в гнезде, просят еды – пока они кормятся замороженными сверчками. Когда подрастут и окрепнут, птенцы переедут в другую комнату, где станут жить в шатре, обтянутом сеткой, и видеть человека лишь дважды в день.

– Весь мой день посвящен диким птицам, это образ жизни. График их содержания невозможно совместить с работой, за которую получаешь деньги. Проснувшись утром, я первым делом иду размораживать сверчков и кормить мелочь пинцетом. Только потом можно уделить немного времени себе и позавтракать, при этом я ставлю таймер на 40 минут, чтобы вовремя убирать у тех птиц, которые едят самостоятельно. Пока позавтракают старшие, снова придет время кормления малышей – это нужно делать каждые 50 минут. И так по кругу.

БРАКОНЬЕРЫ И БЛАГОДЕТЕЛИ

Звонки с просьбами забрать раненых или выпавших из гнезд птиц поступают сейчас в Центр защиты животных «Наша природа» каждые полчаса. Лето – это горячая пора, поэтому «коллеги по цеху», то есть волонтеры, специализирующиеся на других группах животных (а «Наша природа» помогает также летучим мышам, куницам, лисам и т.д.), выручают друг друга. Однако немногие воронежцы знают, как грамотно действовать, встретив животное или птицу, которым нужна помощь.

– Наша команда помогает диким животным с 2008 года, а официально зарегистрированы мы только год. Регистрация центра – это эволюционный этап развития и ответ на запрос времени. Деятельность должна быть оформлена, как того требует новое законодательство, иначе ее могут расценить как браконьерство, – поясняет руководитель Центра охраны животных «Наша природа» Елена Шерстяных. – Любое изъятие животных из природы приравнивается к браконьерству, за этим могут последовать санкции, самые разные – зависит от того, есть ли животное в Красной книге России или региональной. Выделяют также охотничьи объекты, а есть животные и птицы, категория которых пока не определена, но и на их содержание и изъятие необходимо получить разрешение. Но многие горожане, увидев, например, раненую птичку, думают: «Какая красивая, оставлю себе». Но люди обычно не знают, как правильно ухаживать за таким питомцем – а это немалые хлопоты и средства. К тому же птица может просто надоесть «благодетелю»…

ПТИЧЕК ЖАЛКО

Убежище птичек под опекой центра – дом на два хозяина, на территории которого гараж, куда тоже селят обитателей. Входить в комнату просят без обуви: волонтеры – на страже здоровья тех, кого приручили. Влажная уборка в помещениях осуществляется дважды в день или чаще. Тут же в старых сотах выводятся личинки, которые, превращаясь в бабочек, становятся добычей для окрепших птиц.

Почти каждая птица сюда пристроена по звонку. Вот жительница Воронежской области Юлия Шматова обратилась в редакцию «Берега» с криком о помощи – очень просила найти для совенка добрые руки. Его обнаружили с открытым переломом крыла и доставили в ветеринарную клинику. Но что делать с ночной дикой птицей дальше, никто не знал: в зоопарке принять на поруки отказались. Шматова обратилась в «Нашу природу», куда птицу взяли на реабилитацию.

– Стараемся откликаться на каждую просьбу, но физически пристроить всех мы не можем – ориентируемся на свои возможности, в том числе финансовые. Сейчас и вовсе приостановили прием животных, – рассказывает Шерстяных. – Есть виды птиц, которые мы не принимаем совсем – это врановые и голуби. Это массовые виды. Маленькую птичку для передержки можно посадить в контейнер, и ей будет там комфортно, а врановые и голуби требуют большего

пространства. И это касается не только места для проживания, но и территории пребывания на карантине, что тоже обязательное условие.

У организации нет своего помещения – пока по городу несколько точек, а в разработке отдельный стационар.

ИНСТРУКТОРЫ ДИКОЙ ПРИРОДЫ

Добровольцы занимаются консультациями, причем звонят им и из других стран, а также ведут научно-исследовательскую деятельность, в частности, по летучим мышам: до сих пор не выяснены алгоритмы их содержания в неволе, не прописаны протоколы лечения (летучих мышей нет ни в одном зоопарке). Этой информацией Воронеж обменивается с Московским зоопарком.

Но главная задача – не только изучить и представить научные алгоритмы, но и закрепить простые нормы помощи диким животным и птицам в сознании людей. Последнему посвящена работа проекта «Инструкторы дикой природы». Планируется создать сайт, где появятся инструкции, доступные каждому.

НАДО ЗНАТЬ

• Не берите домой слетков. Молодые птенцы нуждаются в помощи только в двух случаях: у них есть видимая травма или они лысые, слепые и в пуху.

• Стрижи не выживают на земле, поэтому, обнаружив их, немедленно передайте специалистам: 8 (919) 242-97-91, Юлия.

• У каждой птицы свой режим и рацион питания. Нельзя кормить пернатых обычной пищей – хлебом, кашей и пр.