Газета,
которая объединяет

В погоне за лайками

Как уберечь детей от различных угроз в Сети?
Рубрика: Социум№45 (2410) от
Автор: Ирина Лазарева

Этот вопрос в период пандемии мало кто ставил перед собой, считают психологи и эксперты по безопасности. При закрытых детских садах, но не отмененной работе родители все чаще стали концентрировать внимание детей на игровых приложениях и мультфильмах в YouTube, да и в целом виртуальное поле пополнилось за счет ребят, подключившихся к системе дистанционного обучения.

Приведет ли пандемия к росту случаев кибербуллинга и мошенничества в отношении детей и что уже сейчас взволновало экспертов, выяснял корреспондент «Берега».

ОТ НЕЗНАНИЯ ДО БЕЗРАЗЛИЧИЯ

– Я часто провожу тренинги с ребятами на тему их безопасности и знаю, что в 8-10 лет многие из них уже имеют свои аккаунты в социальных сетях. Практика показывает, что родители зачастую даже не в курсе, что те же «ВКонтакте», «Инстаграм», Likee имеют возрастное ограничение – 13+, – говорит руководитель «Школы семейной безопасности» Владислав КАРТАШОВ. – И не то чтобы родителям все равно, что их дети там делают, они просто даже не знают, какие опасности там поджидают их детей. А это прежде всего неумение защищать информацию о себе. Не задумываясь о последствиях, дети выкладывают фотографии, которые могут оказаться в руках зло­умышленников. Дети сообщают в Сети о своем местонахождении, окружении, а ведь самой главной опасностью были и остаются незнакомцы. Не исчезла также проблема кибербуллинга, проще говоря, травли в Сети.

Еще в начале 2020 года в управлении образования и молодежной политики учителя и психологи в рамках круглого стола, посвященного аналогичной теме, назвали ужасающую цифру – 80% воронежских учащихся уже в начальной школе имеют зависимость от гаджетов. Правда, теперь специалисты и вовсе забили тревогу: дети буквально живут в телефонах и планшетах. В период жестких ограничительных мер, введенных из-за пандемии, не работали даже парки, а свободные прогулки с друзьями были под запретом. К тому же глубокий отпечаток оставило и само дистанционное обучение в школах.

– Какая-то статистика пока не сформирована, но по опыту могу сказать, что риски в соцсетях родителей уже больше волнуют, во всяком случае, таких обращений к нам стало больше. Мамы и папы обеспокоены и тем, что очень быстро формируется гаджетозависимость у детей, однако назвать ситуацию суперглобальной я не рискну. Ведь если задуматься, наши дети давно в интернете, они даже поддельные аккаунты создают, просто обычно они в школе и родители не видят, как они каждую перемену «зависают» в телефоне, а тут – все уже происходит на глазах, поэтому кажется, что проблема заострилась, вышла из тени, – заявляет психолог Елена ЖДАНКИНА. – Детей в интернете стало, конечно, больше – за счет обучающихся начальной школы, которых пришлось допустить в Сеть для учебы. На них родители еще как-то влияли до дистанционного обучения, контролировали время, проведенное ими в интернете, а тут – хочешь не хочешь, а пока не сделаешь домашнее задание, не встанешь из-за компьютера. И в связи с этим контролировать их стало тоже труднее.

Но вот мнение начальника отдела социально-психологических практик и сопровождения ТПМПК Центра развития образования и молодежных проектов Любови ШАХОВОЙ.

– Дети в зоне риска, – утверждает она. – В период пандемии информационное время у них увеличено – и это не только просмотр роликов-уроков от преподавателей, но и нахождение в самой Сети. Если раньше школьникам отводилось на аккаунт 20 минут, то теперь продолжительность увеличилась. Психологическое и эмоциональное состояние детей, соответственно, тоже меняется – а это агрессия, напряжение, истерические срывы, неврологическая симптоматика. И родители стали видеть детей 24/7, но при этом и сами находятся в непростом состоянии. Во время консультаций интересуются алгоритмом поведения – что делать?

ВЫБОРА НЕТ?

Руководитель комплексного психологического центра «РОСТ» Виктория КВАСОВА считает, что именно в таком непростом эмоциональном состоянии дети особенно подвержены рискам попасть в «дурную компанию». В виртуальном пространстве это могут быть разные группы или даже целые новомодные движения.

– Во время изоляции у городских детей и выбора-то нет – телик или интернет. Это те, кто на дачах, сходят на рыбаку или на речку, – считает Квасова. – А интернет – это жесть, там надо следить за безопасностью детей. Хорошо, что некогда популярные группы смерти «ушли», но появились другие угрозы. Например, мальчики создают закрытые группы, куда

не пускают девочек, потому что обсуждают их там. Это разновидность буллинга. Появилось течение «томбой». Это собирательный термин, обозначающий девочек, которые проявляют характер, считающийся типичным для мальчиков: ношение мужской одежды, стрижки, участие в мужских играх, и наоборот, у мальчиков – демонстрация женских качеств и привычек. И эта проблема распространяется в том числе через интернет.

Только в соцсети «ВКонтакте» можно отыскать с десяток таких групп, в которых состоит от 5 до 35 тыс. человек, и в каждой, если применить элементарные навыки поиска, отыщутся подростки из Воронежа – минимум 200 человек. Причем время создания нескольких таких групп – с апреля по июнь, то есть период самоизоляции.

Тем временем, по данным экспертов, увеличилось количество звонков от подростков на горячие линии разных структур. В частности, только звонков на горячую линию «Сдай педофила», созданную уроженкой Воронежа, руководителем общественного движения Анной Левченко, стало больше в четыре раза.

«СТАНЕМ ЛУЧШЕ ПОНИМАТЬ»

Любопытно, но, несмотря на возросшие виртуальные риски, педагоги, как оказалось, способны вынести из этого даже позитив. Например, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России – 2020» Тимур САДОВСКИЙ уверен, что, систематизировав дистанционный опыт, учителя смогут понять, как минимизировать обозначенные риски.

– Интернет позволил нам лучше понять наших детей. В последние годы наметилась тенденция, желание забрать, «вырвать» детей из виртуального пространства. Их стало больше интересовать, что у них происходит в онлайн-игре, а не в классе; было немало случаев кибербуллинга, как и желания самоутвердиться за счет демонстрации сцен насилия. И вполне понятна задача педагогического сообщества – отвлечь от подобного рода контента своих воспитанников. Но вот перед нами была поставлена задача переключиться и выйти в поле, знакомое и интересное ученикам, но не уважаемое нами. Думаю, получив этот опыт, мы должны придумать, как воздействовать на проблему изнутри, – говорит Садовский.

И эксперты по безопасности соглашаются: не запрет эффективен, а навык – как правильно вести себя в интернете.