Газета,
которая объединяет

Кому звонит колокол?

Рубрика: от
Автор:

Вчера мой годовалый сын опять проснулся гораздо раньше времени. Просто в нашем микрорайоне, сплошь застроенном «брежневскими» 9-этажками, есть храм, регулярно напоминающий о своем существовании громким колокольным звоном.

Не исключаю, что для людей верующих колокольный звон звучит как музыка. В моей же глубоко светской семье музыкальные вкусы у всех разные. Но в одном наши мнения едины: в полвосьмого никакая музыка звучать не должна, разве что у меломанов в наушниках.

Проблема колокольного звона возникала везде, где разрешили строить культовые православные объекты в микрорайонах со сложившейся застройкой. В Воронеже ярче всего она проявилась, пожалуй, на рубеже XX-XXI веков во время строительства Благовещенского кафедрального собора в Первомайском саду, когда жители старых «сталинок» на ул.Фридриха Энгельса и Мира начали продавать свои квартиры, заранее предполагая, что спокойной жизни после ввода храма в эксплуатацию придет конец. Но это — центр города, здесь можно продать жилье с «наваром». В нашем же микрорайоне, ограниченном улицами Хользунова, Лизюкова и Владимира Невского, цена квартир не столь высока.

По идее, строительство культовых объектов в районах со сложившейся застройкой обязательно должно сопровождаться общественными слушаниями или любой другой формой выяснения общественного мнения. Стоит ли говорить, что если бы они проводились «по совести», то у многих из стоящих и звонящих ныне храмов не смогли бы даже заложить фундамент. Но когда дело касается строительства православной церкви, то, как правило, людей не спрашивают, желают ли они этого. Видимо, думая, что никто не будет против такого богоугодного дела. И как-то сразу забывается тот факт, что среди нас есть люди совсем не религиозные (что поделать, 70-летний период истории просто не мог пройти без следа) или вообще представители другой конфессии. Да и многие православные, придя домой после ночной смены, думается, просыпаются от колокольного звона отнюдь не в состоянии религиозного экстаза.

Исторически на Руси населенные пункты строились по такому принципу: сначала возводили храм, вокруг которого потом располагались жилые дома. И в этой схеме был не только религиозный смысл (церковь – «сердце» поселения), но и смысл сугубо бытовой: человек изначально понимал все плюсы и минусы сосуществования рядом с таким объектом и мог сделать выбор, строить ли ему дом, выходящий окнами на колокольню, или же уйти дальше, на окраины. Это было честно. Так же честно, как поступают сегодня строители, предлагая людям квартиры с окнами на оживленные магистрали: человек знает о неприятном с точки зрения шума соседстве и может сам делать выбор, приобретать это жилье или нет.

Концепция же гражданского строительства в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века даже не предполагала соседства жилых домов с культовыми сооружениями. Люди, получавшие здесь квартиры в то время, не представляли себе, с чем им придется столкнуться 20-30 лет спустя. И заставлять их (а многие из них — люди пожилые) мучиться от звона в то время, когда им необходимо отдыхать, это, я считаю, как-то не по-христиански.

Интересный факт: несколько лет назад депутаты Воронежской областной Думы внесли изменения в региональный закон «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области». Тогда все СМИ растиражировали главное достижение парламентариев: на территории региона запрещено производить шум, не согласованный с местными властями, в любое (!!!) время суток. Я, конечно, не проверял, но не думаю, что епархия обращается к властям за разрешением каждый раз, когда тому или иному храму требуется позвонить в колокола.

Естественно, что эта проблема не может быть решена на уровне региона, или, тем более, муниципалитета. Ведь это — проблема не сугубо воронежская. Здесь нужна воля федеральных властей, которая может быть выражена в жестких ограничениях, налагаемых на все, а не только православную, конфессии, работающие сегодня на территории страны. Для предприятий, например, четко установлены предельные уровни всего, что только возможно, и контролирующие органы тщательно следят за их соблюдением. Так почему не применить те же принципы к религиозным организациям? Впрочем, снизить уровень шума, производимого колоколами, можно, внеся в сами колокола конструктивные изменения. Если у церкви не хватит на это средств — не страшно: в Константинополе, вон, после захвата города турками в XV веке храмы вообще стоят без колоколов, и ничего, это не мешает верующим посещать церковную службу.

Пути решения проблемы есть. И их можно найти очень много. Главное — задаться целью...

От редакции

Проблема разного вида шумов за окнами актуальна для многих воронежцев. От ее решения в конечном итоге зависит качество жизни горожан. Однако не учитывать интересы верующих тоже нельзя. А что вы думаете по этому поводу? «Берег» с интересом ждет ваших предложений.