Газета,
которая объединяет

Запятые и многоточие

Дистанционное обучение: рекомендации для педагогов и родителей
Рубрика: Социум№25 (2390) от
Автор: Ирина Лазарева

Урок на экране монитора – в Воронежской области завершается первая неделя школьной четвертой четверти. Ее отличает то, что впервые все дети занимаются дома в виртуальном пространстве. Опыт для региона принципиально новый, а потому и вопросов возникает немало.

Ответить на них постарался руководитель областного департамента образования, науки и молодежной политики Олег Мосолов во время прямого эфира 8 апреля.

«НУЖНЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ»

Наталья Захарова: ну вот что понимается под дистанционным обучением? У нас учитель дает задание – и все, обучение ведется только силами родителей. Хотелось бы, чтобы педагоги все-таки объясняли материал детям – с помощью видеоконференций, вебинаров, а не «Дневник.ру» (на старте обучения на дому с использованием дистанционных технологий родители воронежских школьников пожаловались, что в первый день учебы нельзя было посмотреть задания из-за загруженности сервера, об этом «Берег» писал в №24 от 7 апреля).

Олег Мосолов: формат обучения на дому с использованием дистанционных технологий, на который пере­шли школы региона, важно отличать от формата самостоятельного обучения. Мы не просто выдали задание и ждем ответа, такого категорически нельзя допускать. Коллеги, если есть возможность работать в режиме видеолекций – отлично, если нет – есть мессенджеры и другие платформы, которые позволяют формировать группы и общаться, пусть виртуально, но можно обеспечить личностную коммуникацию. Совсем ничего не делая, выполняя лишь часть своей работы – проверку знаний, работать нельзя. Важно найти ресурсы, чтобы объяснить, предоставить платформы, где можно с материалом ознакомиться. И чем проще он будет, тем легче будет в том числе и родителю, который выступает важным звеном образовательного процесса. При этом, конечно, я понимаю, когда сотрудник приходит и говорит: «Дневник.ру» висел, поэтому я использовал платформу «Zoom». Нужны альтернативные варианты! Существуют пиковые нагрузки, давайте не будем забывать.

УЧИТЕСЬ УЧИТЬ

Тамара Харсеева: объясните, как получить компенсацию по питанию на детей-инвалидов, или все же решено обеспечить их сухпайками? Какие категории школьников могут рассчитывать на такую помощь?

О.М.: наиболее нуждающимся категориям семей будет выплачена разовая денежная компенсация в размере 2 тыс. руб. О ком мы говорим? О тех детях, которые получали бесплатное горячее питание в школах – ребята с ограниченными возможностями здоровья и воспитывающиеся в малообеспеченных многодетных семьях. Списки таких детей школы формируют самостоятельно, они будут переданы в отделы соцзащиты в каждом муниципальном районе. Работники соцзащиты свяжутся с каждой семьей и запросят номер расчетного счета, куда можно направить средства. Ходить за компенсацией специально не будет нужды.

Марина Готова: почему никто не говорит о детях с ОВЗ? Как их учить? Нам просто сбрасывают задания, а мы – не специалисты.

О.М.: пока мы не можем пойти на такой шаг, чтобы школы-интернаты или отдельные коррекционные классы были открыты. Федеральный институт коррекционной педагогики разместил у себя на сайте рекомендации для родителей и учителей, где можно ознакомиться с тем, как работать с особенными детьми. Организовать учебный процесс для них будет сложно, но все, что можно сделать – наладить общение – важно выполнить.

ГДЕ ОБЕЩАННЫЕ ДЕЖУРНЫЕ

Наталья Шматова: почему сельские детские сады полностью закрыты? Где обещанные дежурные группы для детей, родители которых вынуждены работать?

О.М.: дежурные группы создаются при крайней необходимости для родителей, которые по веским причинам, названным в указе президента, продолжают работу на тех предприятиях и в тех организациях, чья работа не может быть приостановлена. Губернатор Гусев обратился к работодателям с просьбой соблюдать режим самоизоляции, чтобы родители имели возможность находиться с детьми. Пока мы находим компромиссы – так, в Нововоронеже организованы

такие группы для детей работников АЭС, полицейских и медиков. Все обращения готовы рассматривать в индивидуальном порядке, но хочу подчеркнуть, что здесь следует исходить из вопросов здоровья. В Воронежской области уже есть примеры того, что коронавирусной инфекцией болеют дети.

ДОЛОЙ ЭКЗАМЕНЫ?

Татьяна Бакулина: в связи с тем, что образовательный процесс не организован должным образом, отменят ли ЕГЭ, ОГЭ и ВПР?

О.М.: решения в системе образования по разным вопросам принимаются каждый день, поэтому здесь буду говорить о том, что есть на текущий момент. По стране идет глубокий анализ ситуации. Всероссийские проверочные работы будут проведены по расписанию школы – но как? Возможно, в аттестационном формате. Для девятиклассников рассматривается вероятность отмены сдачи предметов по выбору, могут оставить только обязательные предметы. Но окончательного решения нет. Что касается ЕГЭ, то его сроки перенесены – стартует с 8 июня в уже традиционном формате. Отменять его мы считаем неправильным, так как это нарушает права ребят на поступление в высшие учебные заведения. Да и срок подачи документов в вузы также будет скорректирован.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Наталья, представилась педагогом одной из школ: президент объявил до 30 апреля официальные выходные дни, так почему учитель в этой ситуации должен являться ударником труда?

О.М.: в указе президента есть также фраза про «иные организации», которые должны продолжить свою миссию. Мы работаем в дистанционном формате, не выходим на работу и должны не допустить ухудшения условий обучения для наших детей. Да, все по-другому, но я рассчитываю, что каждый педагог подходит к делу с пониманием ситуации. Если бы мы этого не делали, то представьте, какая была бы потеря для обучения – полтора месяца!

Дмитрий Баранов, педагог: что мне делать, если ребенок не приходит на дистанционные уроки, а потом «заваливает» меня вопросами? Игнорировать?

О.М.: ни в коем случае! Все учителя должны выстроить коммуникацию с классным руководителем и родителем, чтобы понять, почему это про­изошло – причины могут быть разные. И, конечно, нужно искать подход к ребенку, чтобы он был мотивирован в получении нового материала.

СЕЛО ПРОТИВ ГОРОДА

Наталья Новохатская: почему директор школы Петропавловского района смог организовать для детей дистанционное обучение (учителя реально ведут уроки онлайн), а директор гимназии им. Платонова этого сделать не смогла? Учителя просто сбрасывают задания в мессенджерах, а дети все самостоятельно делают. Потом педагог проверяет и ставит оценку. Вы это называете дистанционным обучением?

О.М.: гимназия им. Платонова – неплохое учреждение, там классные учителя. Я думаю, что коллеги справятся. Сейчас все поймут, как это работает, и ситуация изменится, я в этом убежден. На совещаниях мы будем подключать школы для того, чтобы они делали презентации своей деятельности и обменивались положительным опытом с другими.

Татьяна Бондарева, директор гимназии им. Платонова, звонок в студию: хочу заверить всех в том, что дистанционное обучение в гимназии налажено. Просто пока мы работаем в новом формате первые дни и, возможно, случаются какие-то неполадки. Но все работает.