Они погибли в разведке
О воронежских разведчиках, участниках войны – пареньке Юре Павлове и юноше Валентине Выприцком – страна впервые узнала после полета в космос их земляка, уроженца Воронежа Константина Феоктистова в октябре 1964 года.
Интерес к людям, олицетворяющим ошеломляющие успехи советской космонавтики, был большим. О них писали газеты, рассказывало радио. В одном из интервью Константин Феоктистов упомянул, что был разведчиком на Воронежском фронте. Его спросили:
– Сколько же вам было тогда лет?!
– 16. Да вы напрасно удивляетесь. В разведке со мной был паренек моложе на два года. Юра Павлов, он сбежал вроде из Куйбышева, от родителей.
ЮРА ПАВЛОВ (1928 – СЕНТЯБРЬ 1942)
Ну, журналисты сразу же потянули за ниточку. Так спустя 23 года (!) родители Юры, Константин Иванович и Наталья Гавриловна, узнали о судьбе сына.
Павлов Юрий родился в Воронеже 13 августа 1928 года. Жил с родителями на ул.Освобождения труда, д.1 (район бывшего Акатова монастыря, сейчас монастырь возрожден). Учился в школе №6 на пр. Революции. Посещал Дом пионеров, любил книги, спорт, интересовался техникой.
В 1941 году завод, где работали родители, вместе с семьями рабочих эвакуировали в Куйбышев. В мае 1942-го Юра сбежал на фронт. Родители хватились вечером, после работы. Искали вместе с Юриными друзьями во дворах, на Самарке. Ходили в милицию, там сказали: «Знаете, какое время, где и как искать?»
В 1960-х из писем К. Феоктистова родителям Юры, воспоминаний офицеров оперативной группы 1942 года стало известно следующее.
В дни самых напряженных боев за Воронеж, в начале июля 1942-го, в леске на левом берегу под Воронежем армейские разведчики задержали группу ребят. Все из разных школ Воронежа. Там был и Юра Павлов. Как ему удалось добраться до линии фронта – неизвестно.
Ребята настаивали, чтобы их пропустили «вредить фашистам!». Задержанных определили к разведчикам. С 7 июля после недолгой подготовки мальчишки-разведчики стали проникать в правобережную, оккупированную врагом часть Воронежа. С задачей: попытаться обнаружить места скопления вражеских войск, техники и расположение штабов.
Один из командиров, М. Назарьев, вспомнит: «Юра Павлов несколько раз переходил линию фронта, указывая разведчикам удобные места переправы через реку. Добывал ценные сведения о противнике».
Подростки осуществляли визуальную разведку. Незаметно пересекая по ночам реку, они под видом бездомных попрошаек передвигались по городу, подмечая подробности дислокации оккупантов. Добывали сведения, недоступные для армейских разведчиков.
Из первой разведки Юрий сообщил, что немцы восстановили на углу улиц Коммунаров и Сакко и Ванцетти пекарню: «Из нашей муки хлеб пекут. Вот бы грохнуть по гадам!»
На следующий день пекарня была уничтожена бомбометанием «У-2».
В конце июля немецкое командование решило зачистить город от всех жителей. Несмотря на опасность, 11 августа 1942 года в разведку пошли Костя Феоктистов и Юра. Появляться на улицах можно было только по спецпропускам. Впереди шел Костя, а Юра – метрах в пятидесяти сзади. На улице Коммунаров встретили женщину, которая отдала им свой пропуск. Узнали, где расположен штаб комендатуры. Задание было выполнено.
По пути обратно оставалось перейти опасное место – улицу Сакко и Ванцетти.
Космонавт Феоктистов писал потом родителям Юры: «Когда меня схватил патруль, появившийся из-за угла, Юра успел спрятаться во двор одного из домов, а потом в пустом доме. Немцы бросились за ним, но не нашли его. Вы, видимо, слышали, что меня после бесплодного допроса тут же «расстреляли», но мне удалось бежать (поскольку немцы сочли меня мертвым). После возвращения меня направили в госпиталь, откуда я недели через две или три сбежал и явился опять в группу разведчиков. И тогда я встретился с Юрой. Но, поскольку моя рана не зажила, меня прогнали долечиваться. С тех пор я с Юрой не встречался».
А Юра еще не раз выполнял задания командования. Есть несколько версий его гибели в сентябре 1942-го. По одной, от авиабомбы во время налета немецкой авиации на наши позиции на Чижовском плацдарме. По другой, вражеская пуля сразила его, когда вместе с группой разведчиков направлялся в город, у первых домов недалеко от ВоГРЭСовского моста.
Имя Юрия – на братской могиле №1 в Воронеже (мемориал «Чижовский плацдарм»). Он посмертно награжден орденом Отечественной войны.
В Самаре есть переулок Юры Павлова (в 1965 году пер. Усманский, где он жил в 1941–42 гг., переименован в честь пионера-разведчика).
ВАЛЕНТИН ВЫПРИЦКИЙ (1924 – 28 ИЮЛЯ 1942)
О юном разведчике Валентине Выприцком в современном Воронеже почти не знают.
Выпускник 9-го класса школы №2 (сейчас школа №5, где есть музей космонавта Феоктистова) Валентин Выприцкий в 1941 году вступил в народное ополчение. Тогда областным управлением НКВД был создан истребительный отряд, лучшие бойцы-добровольцы которого после короткой подготовки отправлялись для разведки и диверсий в занятые врагом регионы. Валентин Выприцкий вошел в его состав и некоторое время воевал на Украине. Потом вернулся в Воронеж.
В тяжелом для нашего города 1942 году вслед за формированием с 7 июля Воронежского фронта была создана оперативная группа для организации разведки с условным наименованием «войсковая часть №3051». Штаб группы, возглавляемый капитаном госбезопасности В.Соболевым, и разведшкола были развернуты поближе к линии фронта, в поселке Сомово.
Сейчас известно, что именно по рекомендации «бывалого» Валентина Выприцкого в разведгруппу был принят и будущий космонавт Феоктистов. Командиром их взвода стал учитель из той же 2-й школы ополченец Андрей Шишкин, математик.
Феоктистов писал в воспоминаниях, что вместе с Валентином они не раз переходили линию фронта, выполняя задания командования.
Валентин Выприцкий погиб 28 июля 1942 года в районе улицы Ленина. Мама юноши долгое время не знала о судьбе своего сына. До середины 60-х годов продолжала надеяться на чудо – ждала, что ее Валя вернется домой.
Узнав о военной истории в биографии Феоктистова, она написала письмо в Звездный городок. Космонавт ответил: «Валентина я знал и по школе, и по истребительному батальону, мы не раз переходили с ним линию фронта, выполняя различные задания. В тот день мы пересекали линию фронта на окраине Воронежа на рассвете. Хорошо помню, что заходили к вам домой, а я оставался на улице. Застал ли он вас дома? Мне казалось, что застал, но судя по вашему письму ко мне, я уже в этом не уверен. В этот же день мы пытались перейти линию фронта обратно, хотелось быстрее сообщить своим о приказе оккупантов об эвакуации жителей Воронежа. На моих глазах при осуществлении этой попытки Валентин был убит, пуля попала в висок. Он не мучился...»
Фамилия Валентин Выприцкий – на братской могиле №15, что на ул.Юных натуралистов в Воронеже.
КСТАТИ
В 1960-х поэт Валентин Столяров написал поэму «Мальчишки уходят в разведку», посвятив ее юным героям Юре Павлову и Косте Феоктистову. Публикуем отрывок:
«…Как раз и придете к рассвету!..
Да зря не рискуйте!.. Пора…»
Мальчишки уходят в разведку.
Но это уже не игра:
мальчишки уходят в разведку,
в ночи не видны,
не слышны…
Второе военное лето
идет по дорогам страны.
Мальчишки про игры забыли,
себе прибавляя года:
с чужими крестами на крыльях
чужие
ревут эскадрильи,
родные бомбят города…