Газета,
которая объединяет

Дочь, жена, мать, философ

Разговор с Инной Степановной Гошук о нелегкой и счастливой судьбе женщины
Рубрика: Социум№16 (2381) от
Автор: Наталия Осадчая

О семье Гошук в Воронеже знают многие – в 2017 году супружеская пара признана «Золотой семьей России». Супруги прожили в браке 65 лет, могли бы и больше, если бы смерть не разлучила их – 7 ноября прошлого года Борис Алексеевич ушел из жизни. Инна Степановна осталась одна, но не потеряла бодрости духа, любви к людям и женского обаяния.

ЧТО ИМЕЕТ НАЧАЛО, ИМЕЕТ И КОНЕЦ

Впрочем, одна она бывает крайне редко – с ней живет внук, навещают друзья, подруги и дети друзей и подруг, которые уже сами стали пожилыми людьми, а также участники общественных организаций (в первую очередь – «НеЖДИ», членом которой она является). Инна Степановна передвигается по дому с опорой (после травмы), но так уверенно, как будто ходит с легким гимнастическим снарядом, просто чтобы поддерживать спортивную форму.

Пожилая красивая женщина с любовью просматривает фотографии, на которых они сняты с мужем.

– Мне очень его не хватает, – вздыхает она. – Борис Алексеевич был шикарнейшей, добрейшей души человек. И ушел он легко. Мы легко говорили о смерти, и я как философ (моя собеседница – кандидат философских наук) понимала всегда, что она неизбежна: то, что имеет начало, имеет и конец.

– Как вы пережили его смерть? Ведь 65 лет вместе? – спрашиваю.

– А вы спросите: как я пережила трагическую смерть единственного сына, погибшего в 49 лет? – голос у Инны Степановны дрожит. – Целый год я плакала, не прекращая, но потом решила: нужно брать себя в руки.

ОПАЛЕННОЕ ДЕТСТВО

Она родилась 24 ноября 1928 года в небольшом городке Чуднове Житомирской области (Украина). Мама – учитель русского и украинского языка и литературы, еще до революции окончила полный гимназический курс, папа – заместитель заведующего роно. Очень мирная интеллигентная семья.

Инна Степановна вспоминает, что никогда не слышала, чтобы родители ссорились, по крайней мере, при них с братом. С детства в ее сознании стала складываться модель семьи, основанная на полном уважении друг к другу.

– 37-й год по нам проехал колесницей. Арестовали заведующего роно, а через два дня пришли за папой. Суда и следствия не было, его выслали на лесозаготовки, где он заработал себе туберкулез, – рассказывает моя собеседница.

Маму после ареста уволили, велели освободить квартиру и уехать из города. Они перебрались в Житомир, где после бабушки осталась половина дома, в которой жила родная сестра мамы. Сестра выделила им комнату.

В 1940 году вернулся отец – в чем обвинить его, так и не на­шли. Но не успела семья порадоваться тому, что все вновь вместе, как грянула война. Житомир бомбили вслед за Киевом.

– Выкопали землянку. Прятались в ней от бомбежек и знали, что если придут немцы, то нас могут выселить из дома и нам придется в ней жить.

Отца наши оставили в городе в качестве связного с партизанами, решив, что у немцев он не вызовет подозрений, мол, «обижен на советскую власть».

Наступали холода, а топить было нечем. Инна с братом ходили на вокзал и собирали с земли рассыпанный уголь, что немцы строжайше запрещали. Отец говорил дочери: «Ты присматривайся там, какие поезда идут, в каком направлении, что везут». Одна­жды немцы заметили детей, соскребающих уголь с земли, открыли стрельбу. Убегали и слышали, как свистят пули. Но ходить на вокзал не перестали – просто стали более осторожными.

ШО ТАКЭ ФИЛОСОФ?

В 1947 году Инна решает поступать в Киевский университет на биологический факультет. Заполняя анкету, отмечает, что нуждается в общежитии (семья жила бедно и не могла позволить себе снимать дочери комнату).

– Меня же могли зачислить только без предоставления общежития, – рассказывает Инна Степановна. – Мне это не подходило. Тогда говорят – можно пойти на новый факультет, философский, там только второй набор. Студентам

философского общежитие положено. Поехала я домой советоваться, что делать. Папа и мама у меня педагоги, но никто понять не мог, чему могут учить на этом факультете, да еще и девочку.

Сейчас Инна Степановна невероятно благодарна судьбе, что остановила свой выбор на философском факультете.

– После вой­ны стране особенно нужны были специалисты, которые бы могли объяснять с научной точки зрения законы объективного мира, которые бы помогли молодежи разобраться во всех коллизиях послевоенного времени.

Училась на отлично, но никогда не была «книжным червем». Украинская красавица с длинными толстыми косами и голубыми глазами пользовалась невероятной популярностью у мужской части университета, среди которых половина – бывшие фронтовики.

– Мне каждый год делали предложение, – говорит она. – Но я отказывала, потому что ни разу у меня не «екнуло» сердце.

Со своим будущим супругом Борисом она познакомилась в поезде. Сидела и образцово вышивала крестиком, коротая время. Молодой курсант морского военно-политического училища подсел познакомиться. Он ей приглянулся, но что это было за знакомство – в поезде? И она дала неверный адрес, почти как в фильме «Девушка без адреса». Однако Борис все равно смог разыскать ее в Киеве, и через год они поженились.

Бориса распределили в Севастополь. Приехала молодая пара в приморский город с двумя маленькими чемоданчиками, сняли комнатку в полуразвалившемся доме у какой-то старушки. В первую же ночь под кроватью проломились сгнившие половицы...

ПИРОЖКИ С ФАСОЛЬЮ

– Рецепта счастливой жизни нет, – разводит руками Инна Степановна. – Всякое в нашей жизни было, но вместе переживать всегда легче. И ссорились, и ревновали, хотя повода никто из нас не давал. Нужно обязательно доверять друг другу, а жениться – только по любви.

На смену горячей влюбленности пришло более стабильное чувство, в котором ведущую роль стало играть взаимное уважение.

В 1960 году после хрущевского сокращения в армии семья Гошук переезжает на постоянное место жительства в Воронеж. Инна Степановна преподает философию в лесотехническом институте, защищает диссертацию, ведет общественную работу, создает клуб поэтики, который посещают и студенты других вузов.

– Я видела, что муж очень гордится мной. У него не было «мужских» комплексов, даже когда я была ведущим преподавателем вуза, а ему пришлось учиться всему, начиная от ученика слесаря (позже Борис Алексеевич, получив еще одно высшее образование, также преподавал). Я в ответ стремилась создать дома уют, тепло, чтобы ни он, ни сын не считали, что их жена и мама – лишь деловая женщина.

Настоящие украинские пирожки с фасолью и маком – обязательное блюдо любого праздника. «Гошуковские» пирожки до сих пор помнят в лес­техе те, кто работал с Инной Степановной. Еще дома обязательно должны быть украинский борщ и сало, которое хозяйка солила только сама.

Выйдя на пенсию в 63 года, она активно включилась в общественную жизнь вместе с мужем. У супругов появилось общее дело, которое объединяло их до самой смерти Бориса Алексеевича – они выступили инициаторами, соавторами и составителями книг, посвященных детям войны в годы ВОВ и после Победы.

– Я чувствую, что у меня еще на многое хватит сил, – говорит Инна Степановна. – Несмотря ни на что, есть планы на много лет вперед.