Газета,
которая объединяет

Свежие старые новости

Воронежцам предложена выставка дореволюционных газет
Рубрика: от
Автор:

Экспозиция, открытая в отделе редких и ценных книг Никитинки, наверняка будет интересна не только специалистам по полиграфии и журналистам. Старые газеты; подобно всему «настоящему», реально существующему (тут историкам ничего додумывать не надо), эти занятные раритеты способны поработать машиной времени.

Более двадцати наименований дореволюционных газет – содержание выставки, продолжившей цикл «Время. Журнал. Читатель», который ставит целью знакомить посетителей библиотеки с редкой русской периодикой. За этой сухой формулировкой – полнокровная жизнь отечественных газетчиков и авторов начала века, многие из которых оставили свои имена не только на страницах СМИ, но и на скрижалях мировой истории.

Секрет популярности

Судьбы некоторых изданий – натурально, сродни человеческим. Так, политическая и литературная газета «Новое время», издававшаяся в 1868–1917 годах, довольно продолжительное время находилась под подозрением у Главного управления по делам печати. И, понятно, не имела успеха; в одну из самых влиятельных русских газет она превратилась только с приходом к руководству Алексея Суворина, уроженца нашей области (случилось это в 1876-м). Уже в первый год суворинского редакторства тираж «Нового времени» вырос с трех до шестнадцати тысяч экземпляров. Механизм стремительной популярности – не хитрый. Алексей Сергеевич не преминул печатать рекламу, доходы от которой пускал на привлечение к сотрудничеству известных писателей: Тургенева, Некрасова, Чехова, Флобера и других (гонорары им, замечу, платились не под общую гребенку, но – адекватно таланту каждого). Стремясь наилучшим образом удовлетворить запросы читателей, Суворин и типографский шрифт сменил – на более светлый, удобный.

Примечательна история еще одного успешного предприятия – газеты «Русское слово». Выходила она с 1895 по 1918 годы в Москве, была самой дешевой среди ежедневных изданий: 7 руб. в год – все удовольствие. Иван Сытин, ставший с 1897-го издателем газеты, превратил ее в крупное капиталистическое предприятие. «Русское слово» называли «фабрикой новостей». Объявления, занимавшие 2-3 полосы в каждом номере, составляли основной источник дохода, доходившего до 2 млн. руб. годовых. Тираж издания вырос с 13 200 экземпляров конца XIX века до 739 тыс. в 1916-м.

В компании с профессором Преображенским

Особый трепет вызвал старинный, с изрядно пожелтевшими страницами «Воронежский телеграф»; пример долголетия бренда – впечатляющий. Широким фронтом представлены медицинские издания: «Русский врач», «Врачебная газета», «Практический врач», «Больничная газета Боткина», «Врач», «Еженедельная клиническая газета», «Московская медицинская газета». Последняя, будучи ежедневной, издавалась Обществом русских врачей в Москве. Давала оригинальные статьи и исследования, обозрение заграничной медицинской литературы, медицинскую библиографию и медицинскую летопись. Медицинские газеты выпускались, в основном, с расчетом на целевую аудиторию – читателей с медицинским образованием.

Стоит отметить, что эскулапы дореволюционной России рекламировали себя более чем активно: булгаковский профессор Преображенский, подчеркивающий собственную исключительность при каждом удобном случае – не одинок. Котировались эти специалисты не меньше, чем знаменитые литераторы; мудрые предки, в чем раз за разом убеждаешься, расставляли приоритеты с умом – отталкиваясь от жизненных потребностей, а не от экономико-политической конъюнктуры.