Газета,
которая объединяет

Пацифизм с расчетом

Коллекционируя старые открытки, я обнаружил один занимательный и на первый взгляд естественный факт: в конце 40-х – начале 50-х в СССР вышло больше всего открыток на пацифистскую тему, посвященных борьбе за мир во всем мире. «Нет поджигателям войны!» – с гневными или суровыми лицами восклицали на открытках тех лет матери с детьми на руках, рабочие, колхозники, пионеры и октябрята. Да, уже вовсю шла холодная война, началось великое противостояние с Западом. Да, еще кровоточили раны Второй мировой войны. Вроде бы все объяснимо.

Но. Берлинский кризис 1948 года, когда советская сторона вызывающе «перекрыла кислород» в другие оккупационные зоны, явно испытывая бывших союзников на прочность. А через год – открытая военная и экономическая поддержка китайских коммунистов, поспособствовавшая окончательной их победе, что сильно прогневило дядюшку Сэма. И наконец, в 1950-м – прямое участие СССР и США в горячей фазе корейской междоусобной войны, что также могло иметь тяжелейшие последствия.

Как понимать это сочетание агрессивной внешней политики с ультрамиролюбивой риторикой советского государства?

Объяснение, на мой взгляд – в одной круглой и серьезной дате, которая прошла в этом году малозамеченной. А ведь 70 лет назад, в 1949 году, наша страна вступила в клуб ядерных держав, взорвав на полигоне первую атомную бомбу. Правда, в этом клубе на тот момент состоял всего один член – США, рванувшие бомбочку за четыре года до нас. И там не сильно обрадовались окончательной прописке в семействе избранных еще одной великой державы.

Пока мы еще только изобретали свое сверхоружие, руководству нашей страны приходилось использовать другое, тоже массового поражения: агрессивную пропаганду и агитацию за мир и дружбу, чтобы максимально отсрочить ядерную войну, реализуя свои внешнеполитические амбиции. И как только в начале 50-х мы обрели достаточно своих ядерных дубинок, миролюбивых открыток сразу же резко поубавилось…