Малыш всегда прав
В Международный день прав ребенка, который отмечался в среду, 20 ноября, воронежцы получили бесплатные консультации специалистов в областном центре реабилитации детей и подростков «Парус надежды». У детей была своя программа: они играли в активные игры, общались и пели.
Представительство собравшихся экспертов было на редкость внушительным. На вопросы родителей ответили юристы, руководители департаментов здравоохранения, соцзащиты, имущества и земельных отношений, образования, Общественной палаты Воронежской области, Бюро медико-социальной экспертизы и др.
Корреспонденты «Берега» записали ответы на самые типичные вопросы, прозвучавшие в большой консультационный день.
НЕТ ДИАГНОЗА – НЕТ ИНВАЛИДНОСТИ?
– Моей дочери 2,5 года, диагноз ей пока поставить не могут, и поэтому у нас не оформлена инвалидность. Мнения врачей разделились: одни советуют оформлять инвалидность, другие рекомендуют сосредоточиться на реабилитации ребенка.
Специалисты порекомендовали Наталье провести медицинские исследования, чтобы определить, насколько ограничены возможности ребенка, а также внимательно изучить льготы, которые получает семья с ребенком-инвалидом.
– Некоторые семьи не оформляют инвалидность, считая, что это снижает социальный статус ребенка. Но оформление инвалидности дает детям дополнительные гарантии. Это, во-первых, пенсия по инвалидности ребенку и денежная выплата родителям по уходу за ним. Во-вторых, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида – медицинская, образовательная, социальная, социокультурная. С этой программой вы можете обратиться в реабилитационный центр, в комплексный центр по оказанию социальных услуг, в управление соцзащиты по месту проживания, и вам будет оказана бесплатная реабилитационная помощь. Есть льготы на бесплатную парковку, снижение платы за коммунальные услуги, досрочный выход на пенсию родителей. К тому же инвалидность назначается ребенку не бессрочно, все зависит от его состояния. Это не приговор, а определенный социальный статус. Вы можете заниматься реабилитацией ребенка и в то же время оформлять инвалидность, одно другому не противоречит, – объяснила юрист «Искры надежды» Татьяна Шаталова.
ИДИТЕ В СУД!
– Я воспитываю двух детей-инвалидов. Старшему сыну скоро исполнится 18 лет. Продолжать учебу он не сможет. Что делать дальше – оформлять над ним опеку?
– Сначала необходимо обратиться в суд, чтобы установить недееспособность вашего сына. Затем с этим решением обратиться в органы опеки и попечительства своего района для оформления опеки, – объяснила консультант департамента образования, науки и молодежной политики Зинаида Коновалова.
ОСОБЫЙ РЕБЕНОК В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ
– Ребенок с ДЦП ходит в обычную школу. Мой вопрос – о доступной среде: во многих школах сегодня уже есть пандусы, войти в школу мы можем, но лишь на уровень первого этажа. Ни в одной школе на левом берегу я не нашла школы с лифтом или подъемником. В младших классах дети учатся в одном и том же помещении. Но в старших классах им придется перемещаться по всем кабинетам. Что можно реально предпринять в этой ситуации?
Специалисты департамента образования согласились, что старые школы перестроить по новым стандартам нелегко, и поэтому далеко не везде они доступны для посещения детей-инвалидов. Поэтому Наталье посоветовали или требовать ассистента, который помогал бы ребенку в его передвижениях, или сменить школу на ту, где уже есть все необходимые условия.