Газета,
которая объединяет

Восход «Меркурия»

Цена на животноводческую продукцию не должна вырасти. Но – может
Рубрика: Экономика№78 (2346) от
Автор: Артем Ушаков

На днях молочный холдинг «Молвест» разместил объявление о вакансии на должность аналитика программы «Меркурий». Чуть раньше на том же ресурсе появилось объявление: «В связи с внедрением системы «Меркурий» требуются операторы».

ВЕРИТЬ – НЕ ВЕРИТЬ

Гм, даже не «оператор», а «операторы». То есть речь идет о формировании целого подразделения компании. И это косвенно подтверждает мрачные прогнозы ряда экспертов, посуливших нашему рынку подорожание готовой молочной продукции после 1 ноября 2019 года до 10-15%. Связывают это с окончательным этапом внедрения системы электронной ветеринарной сертификации животноводческой продукции (ЭВС) «Меркурий»: мол, новые расходы производителя неизбежно войдут в розничную цену продукции.

Однако «Берегу» в «Молвесте» уточнили: дополнительный набор операторов связан в основном с расширением производства, открытием новых дочерних предприятий. Да и вообще…

Что стоит за этим «вообще», мы поняли позже. Переход с бумажного носителя на электронный всегда удешевляет процедуры, но влечет сокращение людей, занятых оформлением бумаг. Проблема болезненная, но в масштабах большого предприятия преодолимая.

Внедрение «Меркурия» началось в 2014 году, и наши молочники заблаговременно внесли в стоимость продукции все дополнительные издержки. Мы уже давно оплатили «Меркурий», просто этого не заметили. Что могло подорожать, уже подорожало – в счет будущих реформ.

И федеральные руководители Россельхознадзора даже заговорили о том, что молоко в ноябре подешевеет. А знаете что? В это можно поверить.

ФАКТОР ФАЛЬСИФИКАТА

Раньше, когда коров еще гоняли по буеракам, все было просто. Молоко в советских широкогорлых бутылках стоило всегда одинаково – до очередной ценовой директивы партии и правительства. Потом цены отпустили, и они стали волнообразно меняться: весной – падать, осенью – подрастать (вслед за ценой сырья). Но переработчики сообразили, что так можно разориться в ближайший неудачный год. И цены снова вернулись к стабильности: весной молочники «запасали жирок», зимой – тратили.

Потом начал усиливаться фактор пальмового масла, потом фактор фальсификата, потом – санкций и контр­санкций, фактор обхода контр­санкций... И все вместе эти проблемы могли бы взвинтить цены натурпродукта на невиданную высоту, но на определяющую роль в последнее время стал претендовать фактор покупательского спроса. К высокой стоимости сыров народ попривык, но, когда начало «кусаться» молоко, стал со вздохом отворачиваться от полок.

Такое уже было в истории с недавним взлетом яичных цен, одной из форм которого стала 9-яйцевая упаковка. Спрос резко упал, и цены фактически вернулись на место.

Добиваясь прозрачности молочного конвейера, производителей заставили уже несколько раз менять формулировки в наименовании продукта. И сыр нынче называется уже не словом из трех букв, а целым описательным выражением, подкрепленным списком органических и минеральных веществ. Рядовой покупатель отчаялся в них разобраться. Сегодня из всех пунктов маркировки его интересуют только три: скидка, цена, срок годности. И появление на коробке новых цифр и даже QR-кода, позволяющего отследить историю этого молока от сотворения мира, кажется, ничего не изменит.

ЛОЖКА МЕДА В БОЧКУ МОЛОКА

Пик «меркуризации» пришелся на 1 июля нынешнего года, когда на новую систему перевели 6 позиций молочной продукции и все мясопродукты. Тот этап прошел в общем-то гладко. Даже для малого бизнеса затраты оказались подъемными – уже хотя бы потому, что «Меркурий», как нам пояснили в Россельхознадзоре, – это лишь подсистема действующей системы ЭВС «Витязь». Потребовался просто компьютер и доступ в интернет, что есть уже, кажется, у всех. На недоступность сети в некоторых укромных уголках региона просто закрыли глаза: мелочь.

1 ноября к ЭВС подключат всего три последние позиции: молоко питьевое, кисломолочка, мороженое. Откуда же столько истерики в сетях, откуда прогнозы про 10-15%?

– 40% рынка молочки – фальсификат. Замена животных жиров на растительные дает огромную прибыль. Отсюда информационные войны и отчаянное сопротивление, которое многие представители отрасли оказывали внедрению «Меркурия», – утверждает заместитель начальника отдела управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям Ютта Кардаш.

Нас убеждают, что ни покупатели, ни честные производители ущерба не понесут – баланс сохранится благодаря вытеснению с рынка фальсификаторов. Если «Меркурий» поможет не допустить до прилавка хотя бы половину от 40-процентной доли фальшивой молочки, тот же «Молвест» сможет закупить самые дорогие компьютеры и нанять лучших программистов и – окажется в прибыли.

ЦИФРОВОЙ ФЕЙК

Если бы мясо и молоко мы производили исключительно в цифровом виде, то проблем вообще бы уже не было. Но вот беда – этот продукт существует и в натуре. И никакой робот не определит, сколько предпринимателей пытаются работать в обход системы. Да, «Меркурий» может зафиксировать, что где-то производится продукт без закупки сырья – в результате выявлять, к примеру, фейковые молокозаводы, переупаковывающие контрабандный продукт или использующие пальмовое масло. Такие факты описаны на сайте регионального надзорного ведомства. Но фейковые заводы так же легко «открыть», как и «закрыть». А за несколько месяцев работы фальсификаторы получат такую прибыль, которая окупит все риски.

А сколько продавцов будут работать «с машины», «с картонки», сколько договорятся с лаборантами и руководством рынков, этого уж ни один «Меркурий» не расскажет.

В ТЕМУ

Близкая тема – маркировка продуктов. С 1 января начнут маркировать молочную упаковку. Марка будет свидетельствовать об одном – о легальности продукта. Разумеется, целью также объявлена защита от фальсификата, но граждан нововведения пугают уже больше всякого фальсификата. Ведь производители утверждают, что затраты на внедрение системы достигают нескольких десятков миллиардов рублей. Ассоциация «Союзмолоко» предупреждает, что себестоимость продукции повысится на 2,5-3%. Издержки, естественно, покроются за счет увеличения розничных цен. И уже трудно сказать, что это – реальный прогноз или очередной элегантный шантаж производителя.

По крайней мере, контрольные ведомства – воронежские Россельхоз- и Роспотребнадзор серьезной экономической угрозы не видят. Но все отмечают некоторую избыточность информационного контроля. Действительно, двойной информационный колпак – это как-то слишком.