Газета,
которая объединяет

«Люблю я целый мир»

В библиокафе воронежцы распробовали осетинскую кухню и поэзию Коста Хетагурова
Рубрика: Культура№78 (2346) от
Автор: Ольга Бренер

Теплый аромат пирогов, строгое и мужественное звучание осетинского языка в обрамлении нежной музыки с тех же горных вершин и бесконечная по смыслу и красоте русскоязычная поэзия Коста Хетагурова – так в соответствии с сердечностью и духовной глубиной древнего аланского рода в воронежской библиотеке №32 им. Г.Н. Троепольского прошла необычная творческая встреча.

В УЮТНОЙ АТМОСФЕРЕ

Уютное и «атмосферное» мероприятие продолжило традицию здешнего библиокафе, которое через блюда народов России приобщает своих читателей к национальной литературе, искусству, истории. Но встреча в библиотеке №32, приуроченная к 160-летию со дня рождения осетинского поэта, драматурга, публициста, живописца Коста Хетагурова, заслуживает более масштабного продвижения в регионе. Ей еще предстоит стать частью совместного проекта Национальной палаты при губернаторе и филфака ВГУ «И мы сохраним тебя, русская речь», который открылся в прошлом году. О необходимости расширить состоявшееся мероприятие до формата областного проекта высказались главный референт губернатора Александр Тимашов, ответственный секретарь областного межконфессионального совета Анатолий Никифоров, национальные лидеры – областной осетинской общины Урузмаг Бестаев и российских сербов Любомир Радинович, а также народный артист Чеченской Республики продолжатель дела осетинских циркачей Кантемировых Олег Дзуцев. Все они собрались в библиотеке вместе с самыми юными представителями национальных общин – 15 октября в 15 часов по адресу Плехановская, 15. Как пошутила заведующая библиотекой им.Троепольского Наталья Иванова, мероприятие получилось знаковым во всех отношениях.

– Мы с осетинской общиной до сих пор спорим, кто появился раньше на территории Воронежской области – русские или осетины. Ведь древние следы аланов на нашей земле в последнее время обнаруживаются все чаще. Но дело, конечно же, не в этом. Стратегия государственной национальной политики предусматривает как сохранение русской культуры, так и сохранение всех народов России, – сказал на встрече Александр Тимашов.

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Знакомство воронежцев с творчеством Коста Хетагурова в стенах городской библио­теки с последующим вхождением в областной проект должно стать новой яркой гранью этой национальной стратегии на местном уровне.

Ведь Хетагуров – не только основоположник осетинской поэзии, он оказал влияние на русскую и мировую культуру. Его называют осетинским Леонардо да Винчи, его именем названа звезда в созвездии Дракона. «Космическая» глубина лирики Хетагурова охватывает универсальные ценности человечества, а стихотворение «Мать сирот» вошло в список 50 величайших произведений русскоязычной литературы со времен Петра.

«Люблю я целый мир», – признался поэт в одном из своих знаменитых стихотворений, которое в этот день читали вслух на русском и осетинском языках в воронежской библиотеке Урузмаг Бестаев и старшеклассники 55-й средней школы. Ребята из народного танцевального ансамбля «Багратиони» под руководством известного воронежского хореографа Мераба Карчаидзе представили осетинские танцы.

Да и весь небольшой осетинский народ слишком много дал России и всему миру. Поэтому на встрече также говорили о вкладе осетинского народа в Победу над фашизмом. В Великой Отечественной войне сражались 40 тысяч осетин, погиб каждый второй. 72-м присвоено звание Героя Советского Союза. В годы войны осетины лидировали по количеству героев на душу населения. Как отметил Урузмаг Бестаев, наши народы навеки связали два героя – подвиг в Воронеже Лазаря Дзотова и во Владикавказе Петра Барбашова, который предвосхитил подвиг Александра Матросова и закрыл своим телом амбразуру вражеского дота.

И все-таки дух библио­к­афе, через которое в воронежской библиотеке уже проложены традиции разных народов, был бы неполон без самого угощения. А угощение для всех участников встречи приготовила осетинская община. На этот раз и самые юные «завсегдатаи» библиокафе, и его аксакалы распробовали знаменитые пироги аланов. Ведь осетинские пироги – не просто пища, а особый культурный код древнего народа и целая философия. Самые знаковые моменты истории народа отразились в этих рецептах. Быстро замешанное и тонко раскатанное пресное тесто в сочетании с сочной начинкой из сыра,

овса, картофеля или даже свекольной ботвы стало основой жизни бедняков и воинов – представителей народа отважного, мудрого и гордого.