Газета,
которая объединяет

Затравленное детство

Что делать, если ребенок стал жертвой буллинга
Рубрика: Социум№72 (2340) от
Автор: Ирина Лазарева

Более семи тысяч звонков в год от подростков, ставших жертвами травли, и от их родителей поступает психологам на телефон доверия. Тема агрессивного поведения детей и сам буллинг (это, если по-простому, когда несколько человек отравляют жизнь одному) все больше беспокоит психологов.

Что делать, если ребенка травят в школе или в интернете, он регулярно подвергается оскорблениям и побоям, обсуждали специалисты в рамках круглого стола в Воронежском Доме журналистов.

ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ

Запись драки двух подростков в подъезде жилого дома, расположенного предположительно в Северном микрорайоне, недавно попала в соцсети и снова актуализировала тему буллинга. На видео заметно, как один из подростков нападает на другого с кулаками. Ребенок-жертва пытается позвать на помощь, достав мобильный телефон, и это стоит ему разбитого носа. Видео у компании, которая ведет наблюдение из дома, мама пострадавшего подростка забрала и обмолвилась, что сверстник-агрессор подобным образом держит в страхе буквально весь жилой квартал, но, как оказалось, в полицию не обратилась. Видимо, конфликт решали мирным путем, но хорошо ли это для ребенка, подвергшегося травле?

– Обратите внимание: у нападавшего мальчика на руках перчатки для боя, а на ногах специальная обувь, предназначенная для того, чтобы бить ногами. Это агрессор-профессионал, – отметила главный внештатный психолог системы образования Воронежской области Дина Насонова. – И поведение мамы подростка, оказавшегося жертвой, вызывает вопросы. Увы, это общая тенденция – родители часто не понимают, что против их ребенка совершается правонарушение. Они думают, что это конфликт – ну, подумаешь, подрались два мальчика. А это – публичное унижение человеческого достоинства! Родители, которые ничего не предпринимают в данном случае, на мой взгляд, совершают преступление против своего ребенка, потому что они ему дают понять, что агрессия и жестокость в отношении него – допустимы. Многое идет из семьи.

КАК РАСПОЗНАТЬ БУЛЛИНГ

По словам психологов, агрессивное поведение и конфликтность – норма для подростков, потому что это – пубертатный период, перестройка организма и формирование социальных ролей. А такое явление, как буллинг – уже систематическое насилие, которое проводится осознанно, продуманно и не в одиночку.

– Агрессор не может быть один, он всегда ищет сообщников. Также выделяют наблюдателей, которые не вмешиваются в происходящее, – объяснила начальник отдела социально-психологических практик и сопровождения Центра развития образования Любовь Шахова.

Насторожить родителей должны ситуации, когда ребенок отказывается идти в школу или на секцию, хотя раньше с большим удовольствием это делал. Если вы замечаете его угрюмость и замкнутость, видите, что круг его общения значительно сузился, домой он приходит в порванной одежде и приносит сломанные вещи, у него пропадает аппетит, то это тоже повод для тревог. Психологи говорят о том, что в идеале у взрослых должны быть доверительные отношения с детьми, тогда при появлении первых признаков буллинга они поделятся своими проблемами.

– Интерес к внутреннему миру ребенка нужно проявлять каждый день, и это должны быть не формальные фразы из разряда – как дела в школе и сделал ли ты уроки. Ребенок должен понимать, что интересен вам, – говорят специалисты. – Хвалите его за успехи, а ошибки анализируйте вместе.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТРАВЯТ

Психологи утверждают, что справиться с буллингом самостоятельно подростки не могут. Взрослые в любом случае должны включиться в решение проблемы, причем говорить нужно о комплексной проработке. Появились тревожные симптомы – идите к классному руководителю.

– Конечно, в школах работают психологи, но там обучаются сотни детей, и специалист, естественно, не может знать всех. А вот классный руководитель знает семьи и замечает настроения в классе. Если у вас есть тревоги, идите сначала к нему, он будет лучшим помощником, – объясняет Дина Насонова.

Следующий шаг – обращение к школьному психологу. Как рассказала Любовь Шахова, сейчас специалисты сажают «драчунов» за стол переговоров и стараются заключить соглашение между агрессором и жертвой. Правда, это не всегда

может дать желаемый результат, травля может продолжиться. Но тогда у вас на руках будет документ, который зафиксирует буллинг.

Важно также, чтобы родители подростков пообщались друг с другом – без криков, конструктивно.

Но если результат нулевой, пишите заявление в полицию. До 14 лет ответственность за детей несут родители, а с 16 – по всем статьям Уголовного кодекса они отвечают сами. По словам начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и ПДН регионального ГУ МВД Анны Белоусовой, зачастую случаи буллинга скрываются и школами, и родителями, поэтому таких дел в регионе мало. Но если дело открыли и вину агрессора доказали, несовершеннолетних ставят на учет в ПДН, с ними начинают работать специалисты. Кстати, как заметили психологи, если реабилитация подростка выстроена грамотно, то его желание травить сверстников исчезает. Чтобы было легче добиться постановки агрессора на учет в ПДН, юристы советуют записать разговор с ним на диктофон (устройство должно быть обязательно российского производства).

А бороться с кибербуллингом советуют с помощью специальных программ, которые позволяют родителям «забанить» нежелательные сообщества, изменить настройки профиля ребенка, а также отслеживать, в каких соцсетях и сколько времени он проводит. Только важно не скрывать это, а договориться с ребенком.

Как бы там ни было, подобные проблемы по-прежнему остаются самыми сложными в разрешении на практике. Родители, боясь за детей, не предпринимают активных действий. И лишь единицы готовы идти до конца, потому что знают: правда на их стороне. Вот мама старшеклассника, по понятным причинам просившая не называть ее имени, на встрече рассказала свою историю – сына избили за день до выпускного ЕГЭ. Он попал в больницу с побоями и сотрясением мозга. В полиции не нашли состава преступления… А спустя год главаря той самой «банды», к слову, по очень говорящей кличке Фашист, судят за убийство…

В ТЕМУ

Из 7 тыс. звонков на телефон доверия в 50% случаев звонят сами дети, которые стали жертвами буллинга или кибербуллинга (в интернете – прим. авт.), 40% – родители и родственники, остальные – разные люди, которые задают вопросы касаемо воспитания и правильного общения детей. В 2019 году специалисты отметили хорошую тенденцию – звонят в том числе люди, которые наблюдают травлю и интересуются, могут ли они как-то помочь подросткам, находящимся по разные стороны конфликта.

КУДА ЗВОНИТЬ

8 (800) 200-01-22 – телефон доверия, по которому можно получить психологическую помощь и советы по поводу того, как действовать, столкнувшись с буллингом.