Газета,
которая объединяет

От проблем не смогли убежать

Истории трех семей, вынужденно переселившихся в Воронеж с Украины
Рубрика: Судьбы№34 (2302) от
Автор: Ирина Лазарева

Из-за событий, развернувшихся на Украине, в 2014 году Воронеж принял первых беженцев из Луганска и Донецка. Сейчас их тысячи. Все переселенцы столкнулись поначалу с похожими проблемами: нехваткой бытовых вещей и незнанием, как получить временное убежище, а после – и гражданство России. О том, как живут в нашем городе семьи спустя пять лет после начала конфликта на родине – в нашем материале.

«ПЕРЕЖИВАЮ ЗА МАМУ»

– Подобный катаклизм в моей жизни уже случался. Я родилась в Душанбе, и когда мне исполнилось 13, там начались военные действия. Из города на Украину мы выезжали на поезде, на крыше которого сидели автоматчики. С Украины мы также уезжали впопыхах: за ночь собрав вещи, в основном детские, прыгнули в машину и двинулись в путь. Где-то позади нас уже рвались снаряды. Хорошо, муж – водитель с многолетним стажем, знает на дорогах каждую яму. Никто не ожидал, что такой цветущий город, как Донецк, станут бомбить, – вспоминает Елена Глухова.

Их семья в Воронеже уже четыре года и пока еще – без гражданства. Нельзя взять кредит или ипотеку, нельзя пустить в дело материнский капитал. У Глуховых трое деток: двое школьников, один дошкольник. Младшему было всего два, когда пришлось покидать Донецк. Лена говорит, что если школьную форму носить аккуратно, то новую – средненькому – можно не покупать. Но сказать, что семья перебивается с хлеба на воду, будет неправильно: муж почти с первого дня пребывания в Воронеже трудоустроен на местном заводе, Лена же смогла устроиться на работу лишь через год, потратив это время на оформление документов для получения РВП (разрешение на временное проживание), мыла полы в детском садике. Теперь, окончив курсы, работает там же воспитателем.

– Зарплаты хватает впритык. Мы сознательно пошли по этому пути – пусть денег будет меньше, зато официально. Нам нужно отчитываться о доходах в миграционной службе. Тратиться на развлечения не приходится. Дети относятся к этому с пониманием. Иногда необходимыми вещами помогает центр социально-правовой поддержки переселенцев «Искусство жить» (организация возникла в 2014 году, зарегистрирована в 2017, имеет благотворительный склад – прим. авт.), иногда – добрые люди. Хозяин квартиры нам попался понимающий, всегда идет навстречу, если финансовые трудности возникают, а детям на Новый год дарит елку.

Оформление гражданства у семьи Глуховых в процессе. Мама надеется, что свой первый паспорт старший сын получит в России. 14 ему исполнится совсем скоро.

Еще одна боль Елены – жизнь вдалеке от матери и родного дома.

– Она не хочет к нам переезжать, живет там на одну пенсию. Я переживаю за нее.

«ПЕНИ ПО ИПОТЕКЕ РАСТУТ»

Полухиных война застала в Константиновке, в тот момент, когда они только-только выплатили кредит по ипотеке и получили квартиру в собственность. В люльке – малышка; Женя закрывала ее противнем из духовки и сама старалась держаться подальше от стекол, оберегая еще две жизни – свою и пока не родившегося ребенка (Женя была на восьмом месяце). Увидев сообщение в соцсетях: «Поможем беженцам с Украины», собрались за четыре дня и уехали в Воронеж.

Полухиных можно назвать везунчиками: гражданство им удалось получить за два года, а всего в Воронеже они почти пять лет. Но есть проблемы другого характера.

– Когда более-менее обустроились, получили гражданство, решили, что хватит оплачивать съемную квартиру, надо покупать свою, – рассказывает Евгения. – Но у мужа начались проблемы на работе, детские перестали выплачивать – и, не знаю как, но воронежская прописка в моем паспорте оказалась недействительной. Сейчас у нас кредит и ипотека, выплаты превышают совместный доход. Пени растут.

Полухины видят только один выход – продать ипотечную квартиру и, расквитавшись с долгами, попробовать подыскать комнатушку, где постараются ужиться уже впятером: в Воронеже у них родились девочка и мальчик.

«СВЕКРОВЬ НИ РАЗУ НЕ ВИДЕЛА ВНУКОВ»

Настя Пономарева чуть больше полугода назад побывала на родине – она поехала на похороны к бабушке. Признается, что родной Донецк не узнала, сейчас ей верится с трудом, что родилась там.

– Военные тогда были на каждом шагу. Из подъезда выходила, и у меня постоянно проверяли документы. Мне было страшно ходить там с русским паспортом, чуть что, начиналось: «О-о-о, предательница!» А цены – просто космос, не понимаю, как там выживают те, кто остался, – рассказывает Анастасия.

Пономаревы два года назад получили гражданство России, оба трудоустроены. Сейчас имеют постоянное съемное жилье, хотя за четыре года в Воронеже и поменяли девять квартир. Счастливы, несмотря на то, что залезли в долги. Здесь у семьи родилось двое детей и они решили, что без «руля» никак. Купили авто в кредит, попали в ДТП, виновником которого стал пьяный водитель. Теперь выплачивают кредит «за воздух». Взяли другой автомобиль – муж таксует. Настя решила подрабатывать по ночам на помывке вагонов, пока супруг дома укладывает детей спать. Утром меняются: муж уходит на работу, а Настя одного малыша ведет в сад, с другим сидит дома.

– Я благодарю Бога, что мы вовремя уехали и наши дети не видели всего этого. И хотя сейчас Северодонецк оживает – там делают дороги, города благоустраивают, – возвращаться туда не хотим, – признается Настя.

Про документы девушка говорит, что они заработаны тут пОтом – столько этажей пробегали…

КСТАТИ

Если вам требуется помощь в оформлении гражданства, гуманитарная или иная помощь, вы можете обратиться в организацию «Искусство жить». Информация по ссылке (https://vk.com/art_rf_vrn).

ЭКСПЕРТНО

Юлия Никифорова, руководитель СО НКО «Центр социально-правовой поддержки переселенцев «Искусство жить»:

– Миграционная сфера остается самой острой проблемой для многих семей, переехавших из Донецка и Луганска. Из-за сложного законодательства соотечественники просто не знают, какой путь получения гражданства будет для них оптимальным, какие правовые статусы им нужно получить, чтобы не стать нарушителями закона. Сейчас начинаем работать по новому порядку: 29 апреля президент подписал указ «об упрощенном порядке получения гражданства», однако не все категории населения под него попали. Им остается продолжать заниматься оформлением документов в том же многоступенчатом порядке, кому-то ждать квоты на получение РВП и заветного российского паспорта. Но надо сказать, что сейчас правительство продолжает разрабатывать законопроекты, которые сделают дорогу к гражданству более короткой.

Еще одна из острых проблем – жилье. Этот вопрос решается в большинстве случаев только после получения гражданства России, и то прежде всего у тех, кто имеет двух и более детей. Это ипотека. Люди сознательно идут на риск – покупая в отдаленном уголке области маленький домик за 50-70 тыс. руб., делают там прописку для всей семьи. По-хорошему там они и должны проживать, иначе – выдворение. Но там невозможно заработать на жизнь и кредит.

С работой тоже тяжело. Работодатели не хотят обременять себя трудовыми отношениями с иностранными гражданами. Во-первых, процедура приема другая и работодатели с ней мало знакомы, не хотят связываться. К примеру, если взял иностранца, то будь добр в течение трех дней отчитаться об этом в ГУ МВД, в противном случае – получай штраф.

Не решены некоторые проблемы по медицине. Взрослые могут оформить полис дополнительного медицинского страхования и по нему получать медпомощь, детям его не выдают, а значит, за справки и прививки, требуемые в саду и школе, приходится платить.

Всего за пять лет наша организация оказала помощь почти 10 тысячам переселенцев. Сколько человек ждут российских паспортов в настоящее время – информация за семью замками.