Газета,
которая объединяет

«Это не пляжная мода!»

Продюсер «Губернского стиля» Николай Сапелкин – о фестивальных трендах и дизайнерах-самоучках
Рубрика: Культура№16 (2284) от
Автор: Ирина Лазарева

Ежегодный фестиваль дизайна, моды и ремесел – после модной экспансии на родину пряников в Тулу в 2017 году – снова организуется на исторической родине. В этот раз он пройдет в Центре Галереи Чижова с 17 по 19 мая.

Семнадцатый фестивальный год готовит радикальные сюрпризы – теперь не только дизайнеры одежды, но и народные умельцы могут поучаствовать в большом и модном событии. Подробнее об этом – в интервью «Берега» с продюсером «Губернского стиля» Николаем Сапелкиным.

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РЕГИОНА

– В 2017 году, организуя фестиваль в Туле, вы говорили о модной экспансии – желании развить туристическую привлекательность российских городов, учитывая международный статус «Губернского стиля». Но вы снова в Воронеже…

– Фестиваль в Туле мы провели в ознаменование совместной пятнадцатилетней работы – здесь ежегодно проходят полуфиналы «Губернского стиля». В этом году нас активно приглашали в Кострому, но мы посчитали, что надо остаться в Воронеже. Сейчас в городе наблюдается большой интерес к культурным событиям, и мы должны поддержать этот фестивальный тренд. К тому же развитие туристической привлекательности Воронежа – одна из непосредственных задач фестиваля. Когда он создавался, появилось и постановление губернатора Воронежской области, где написано, что культурное событие «Губернский стиль» создается в целях позиционирования региона как центра моды и туризма европейской части России. Мы до сих пор придерживаемся этой стратегии.

Но от идеи проведения фестивалей в других городах мы не отказываемся. Вероятно, в другое время мы рассмотрим предложения городов-участников и примем их, все будет зависеть от конъюнктуры.

НАРОДНЫЙ КАРНАВАЛ

– Расскажите о программе фестиваля. Главной темой ожидаемо станет театр?

– Фестиваль действительно пройдет под девизом «Магия моды в жизни и театре» и будет посвящен Году театра в России. В связи с этим отдельно будут выделяться работы по данной глобальной теме. В номинации «Перформанс» состоится представление Театров моды. Но в этот раз наряду с молодыми дизайнерами, которые будут представлять свое актуальное творчество, мы хотим пригласить к участию и народных мастеров разного возраста для отдельного представления.

Это проект «Народный карнавал». Мы хотим, чтобы умельцы показали свои хобби-вещи. Карнавал предполагает участие людей вне зависимости от их базовой подготовки – это все желающие, хобби которых связаны с изготовлением театральных, сценических, цирковых или эстрадных костюмов. Если в дизайнерских номинациях мы учитываем качество коллекций, единство стиля, то здесь это неважно. Главное – отражение увлечения человека. Возможно, «Народный карнавал» мы устроим в отдельный день и в качестве уличной демонстрации.

Перечень основных номинаций остался прежним. Это «Дебют», «Радость детства», «Этностиль», «Креатив», «Бизнес-идея» и другие. Оценивать работу молодых художников-модельеров будут эксперты во главе с патриархом русской моды Вячеславом Зайцевым.

МИНИМУМ ОБНАЖЕННОСТИ

– Когда на «Евровидении» победила Кончита Вурст, на модельный подиум «Губернского стиля» вышли бородатые женщины – был такой тренд. В Год театра трендом стало обострение конфликта вокруг цензуры. Не боитесь, что эта тема станет сквозной в коллекции одного из дизайнеров?

– Мы оцениваем исключительно качество исполнения костюма, оригинальность и новизну идеи, использование материалов, цветовые сочетания – словом, все то, что составляет коллекцию. А вот то, что автор хотел сказать, нас не касается. Наша специфика заключается в использовании элементов традиционной одежды в современном дизайне.

Если говорить о правилах фестиваля, то оно одно – надо понимать, что «Губернский стиль» – это не пляжная мода. При отборе мы предупреждаем участников-модельеров, что в линиях одежды не должно быть необоснованной обнаженности.

Художник свободен в своем творчестве и сам несет за него ответственность, мы не делаем никаких цензурных ограничений и не допускаем трактовок идей.

НА ВКУС И ЦВЕТ

– «Губернский стиль» – крупный фестиваль моды, и победителей выбирает компетентное жюри. Но разве стиль, вкус, понятие самой моды – вещи не субъективные?

– Для каждого человека это вопрос его личного выбора. Но если ты дизайнер одежды, то должен понимать моду как часть маркетинга, направленную на организацию продажи и продвижение сезонных вещей и аксессуаров. Мода приобретает какую-то ценность только тогда, когда становится частью культуры, а это происходит небыстро. Поэтому мода – равно маркетинг. Чтобы продаваться, надо соответствовать трендам. Хотя если ты индивидуальный мастер, то лучше искать свой путь развития.

– А часто ли молодые дизайнеры одежды выходят из самоучек?

– Примерно 15% из общего числа участников фестиваля – те, кто делает шаги в карьере сам. У них выше энтузиазм и другая мотивация. Они загорелись идеей и просто хотят это делать, поэтому много и качественно занимаются самообразованием: посещают курсы, выезжают на долгосрочное повышение квалификации. Да, у них нет базового высшего образования, но знаний вполне достаточно. Могу привести в пример Наталью Шевцову и Наталью Месникович – это выпускницы нашего политеха, ушедшие в дизайн, где чувствуют себя очень уверенно. Месникович и вовсе уехала в Испанию и там активно продает свою линию одежды.

15 – это большой процент. И, возможно, он будет расти. Это вызвано тем, что количество учебных заведений, готовящих дизайнеров одежды, сегодня резко сократилось.

– Но статус воронежского фестиваля моды с конца прошлого года серьезно изменился – согласно приказу Министерства просвещения «Губернский стиль» входит в перечень олимпиад и творческих конкурсов Министерства просвещения. Какие привилегии это дает участникам?

– Теперь в рейтинге учебных заведений, преподавателей, кафедры и студентов учитывают только те дипломы, которые выданы проектами, входящими в перечень, утвержденный Министерством просвещения. По дизайну одежды таких всего два – Санкт-Петербургская «Адмиралтейская игла» и «Губернский стиль». Дипломы, полученные здесь, – признание профессионального мастерства и привилегии при поступлении в вуз.

жегодный фестиваль дизайна, моды и ремесел – после модной экспансии на родину пряников в Тулу в 2017 году – снова организуется на исторической родине. В этот раз он пройдет в Центре Галереи Чижова с 17 по 19 мая.

Семнадцатый фестивальный год готовит радикальные сюрпризы – теперь не только дизайнеры одежды, но и народные умельцы могут поучаствовать в большом и модном событии. Подробнее об этом – в интервью «Берега» с продюсером «Губернского стиля» Николаем Сапелкиным.

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РЕГИОНА

– В 2017 году, организуя фестиваль в Туле, вы говорили о модной экспансии – желании развить туристическую привлекательность российских городов, учитывая международный статус «Губернского стиля». Но вы снова в Воронеже…

– Фестиваль в Туле мы провели в ознаменование совместной пятнадцатилетней работы – здесь ежегодно проходят полуфиналы «Губернского стиля». В этом году нас активно приглашали в Кострому, но мы посчитали, что надо остаться в Воронеже. Сейчас в городе наблюдается большой интерес к культурным событиям, и мы должны поддержать этот фестивальный тренд. К тому же развитие туристической привлекательности Воронежа – одна из непосредственных задач фестиваля. Когда он создавался, появилось и постановление губернатора Воронежской области, где написано, что культурное событие «Губернский стиль» создается в целях позиционирования региона как центра моды и туризма европейской части России. Мы до сих пор придерживаемся этой стратегии.

Но от идеи проведения фестивалей в других городах мы не отказываемся. Вероятно, в другое время мы рассмотрим предложения городов-участников и примем их, все будет зависеть от конъюнктуры.

НАРОДНЫЙ КАРНАВАЛ

– Расскажите о программе фестиваля. Главной темой ожидаемо станет театр?

– Фестиваль действительно пройдет под девизом «Магия моды в жизни и театре» и будет посвящен Году театра в России. В связи с этим отдельно будут выделяться работы по данной глобальной теме. В номинации «Перформанс» состоится представление Театров моды. Но в этот раз наряду с молодыми дизайнерами, которые будут представлять свое актуальное творчество, мы хотим пригласить к участию и народных мастеров разного возраста для отдельного представления.

Это проект «Народный карнавал». Мы хотим, чтобы умельцы показали свои хобби-вещи. Карнавал предполагает участие людей вне зависимости от их базовой подготовки – это все желающие, хобби которых связаны с изготовлением театральных, сценических, цирковых или эстрадных костюмов. Если в дизайнерских номинациях мы учитываем качество коллекций, единство стиля, то здесь это неважно. Главное – отражение увлечения человека. Возможно, «Народный карнавал» мы устроим в отдельный день и в качестве уличной демонстрации.

Перечень основных номинаций остался прежним. Это «Дебют», «Радость детства», «Этностиль», «Креатив», «Бизнес-идея» и другие. Оценивать работу молодых художников-модельеров будут эксперты во главе с патриархом русской моды Вячеславом Зайцевым.

МИНИМУМ ОБНАЖЕННОСТИ

– Когда на «Евровидении» победила Кончита Вурст, на модельный подиум «Губернского стиля» вышли бородатые женщины – был такой тренд. В Год театра трендом стало обострение конфликта вокруг цензуры. Не боитесь, что эта тема станет сквозной в коллекции одного из дизайнеров?

– Мы оцениваем исключительно качество исполнения костюма, оригинальность и новизну идеи, использование материалов, цветовые сочетания – словом, все то, что составляет коллекцию. А вот то, что автор хотел сказать, нас не касается. Наша специфика заключается в использовании элементов традиционной одежды в современном дизайне.

Если говорить о правилах фестиваля, то оно одно – надо понимать, что «Губернский стиль» – это не пляжная мода. При отборе мы предупреждаем участников-модельеров, что в линиях одежды не должно быть необоснованной обнаженности.

Художник свободен в своем творчестве и сам несет за него ответственность, мы не делаем никаких цензурных ограничений и не допускаем трактовок идей.

НА ВКУС И ЦВЕТ

– «Губернский стиль» – крупный фестиваль моды, и победителей выбирает компетентное жюри. Но разве стиль, вкус, понятие самой моды – вещи не субъективные?

– Для каждого человека это вопрос его личного выбора. Но если ты дизайнер одежды, то должен понимать моду как часть маркетинга, направленную на организацию продажи и продвижение сезонных вещей и аксессуаров. Мода приобретает какую-то ценность только тогда, когда становится частью культуры, а это происходит небыстро. Поэтому мода – равно маркетинг. Чтобы продаваться, надо соответствовать трендам. Хотя если ты индивидуальный мастер, то лучше искать свой путь развития.

– А часто ли молодые дизайнеры одежды выходят из самоучек?

– Примерно 15% из общего числа участников фестиваля – те, кто делает шаги в карьере сам. У них выше энтузиазм и другая мотивация. Они загорелись идеей и просто хотят это делать, поэтому много и качественно занимаются самообразованием: посещают курсы, выезжают на долгосрочное повышение квалификации. Да, у них нет базового высшего образования, но знаний вполне достаточно. Могу привести в пример Наталью Шевцову и Наталью Месникович – это выпускницы нашего политеха, ушедшие в дизайн, где чувствуют себя очень уверенно. Месникович и вовсе уехала в Испанию и там активно продает свою линию одежды.

15 – это большой процент. И, возможно, он будет расти. Это вызвано тем, что количество учебных заведений, готовящих дизайнеров одежды, сегодня резко сократилось.

– Но статус воронежского фестиваля моды с конца прошлого года серьезно изменился – согласно приказу Министерства просвещения «Губернский стиль» входит в перечень олимпиад и творческих конкурсов Министерства просвещения. Какие привилегии это дает участникам?

– Теперь в рейтинге учебных заведений, преподавателей, кафедры и студентов учитывают только те дипломы, которые выданы проектами, входящими в перечень, утвержденный Министерством просвещения. По дизайну одежды таких всего два – Санкт-Петербургская «Адмиралтейская игла» и «Губернский стиль». Дипломы, полученные здесь, – признание профессионального мастерства и привилегии при поступлении в вуз.