Газета,
которая объединяет

Вокруг гончарного круга

Мастер Виктор Миргородский – о кризисе народного ремесла и возрождении традиций
Рубрика: Социум№2 (2270) от
Автор: Ирина Лазарева

Глина – удивительный природный материал. Она может превратиться во что угодно – начиная от бесформенного сосуда до настоящих произведений искусства. Житель Калача Воронежской области Виктор Миргородский, регулярно приезжающий в столицу Черноземья на различные фестивали, убежден, что самое обыкновенное творческое занятие может превратиться в хобби или даже профессиональное ремесло, как это получилось у него.

Глиняная посуда для приготовления пищи и хранения продуктов, кувшины и крынки для напитков, горшки и банки для картофеля и лука, блинницы и масленки, а также всевозможные украшения для интерьера – чего только не изготавливает калачеевский мастер. Сегодня для него любые гончарные изделия под силу, хотя, как признается Виктор, дело это не из простых.

– Я занимаюсь гончарными изделиями уже десять лет. Этого вполне достаточно, чтобы осознанно научиться делать все, что необходимо – что интересно самому, чем интересуются люди, – рассказывает Миргородский. – Увлекаться этим ремеслом я начал десять лет назад, могу назвать себя опытным человеком. А началось все со знакомства с необычной семьей. Муж с женой продали питерскую квартиру и переехали в деревянный дом в Нижнем Новгороде, где стали жить так, как наши предки – собирали в лесу ягоды и грибы, а на жизнь зарабатывали гончарным делом. Я с ними пересекся на фестивале в Ярославле, тогда я был гостем, а не участником. Они и вдохновили меня на открытие собственной мастерской.

Работа с глиной неизбежно связана с грязью и сыростью. Поставить гончарный круг в городской квартире в принципе можно, но слепить в таких условиях мало что получится. Поэтому наличие собственной мастерской для ремесленников широкого профиля – условие обязательное. Виктор Миргородский оборудовал у себя дома отдельное помещение, где и рождаются его шедевры.

– Я делаю изделия по специальной старославянской технологии. Дважды обжигаю и обливаю коровьим молоком. Важно соблюсти все нюансы, чтобы получить качественный продукт. К примеру, гончарная технология позволяет создавать такие изделия, которые способны впоследствии поддерживать нужный микроклимат в посуде. Если положить влажный лук в глиняную посуду, то она заберет влагу и продукт будет прекрасно храниться в течение двух лет.

Виктор, кстати, делает специальные изделия под рассаду и цветы для своей тещи Светланы, она говорит, что в них растения всходят быстрее и живут дольше. А на работу мастера вдохновляет его супруга Наталья. Правда, любовь к гончарному ремеслу все же не передается по наследству.

– Жаль, что мало кто из молодого поколения интересуется гончарным делом. Дети наши не хотят работать с глиной. Их манит большой город. И больше волнуют какие-то гастрономические фестивали, которых в последнее время становится очень много. С другой стороны, я бываю с мастер-классами в Воронеже на фестивалях «Город-сад», на различных выставках. Дети и подростки подходят ко мне, спрашивают, как что делается, мы пробуем вместе. Но это очень трудозатратное ремесло, и не каждый готов – и не каждый сможет – посвятить этому жизнь, – говорит Виктор.