Газета,
которая объединяет

«Встречный ветер – не повод для смены курса»

В Воронеже прошло экспертное обсуждение «Стратегии-2035»
Рубрика: Социум№82 (2254) от
Автор: Александр Саубанов

Воронежскому метро – быть. Соответствующее положение о «легкорельсовом транспорте» четко прописано в проекте Стратегии социально-экономического развития Воронежа до 2035 года, который на днях обсудили депутаты городской Думы. Быть также новым мостам, развязкам, кольцевой автомобильной и железной дорогам. Воронеж реализует статус агломерации и проявит черты «умного города». Если план к 2035 году удастся реализовать, мы в четвертом десятилетии века будем жить уже в другом городе – более комфортном, богатом, грамотном и, наверное, более красивом.

ОШИБКИ ВИДЯТСЯ НА РАССТОЯНИИ

Дискуссии проходили в демократичном жанре круглого стола, и возможность высказаться получили все. Но и после двух часов обсуждений некоторые вопросы остались непроясненными.

Новые планы в тексте документа честно предваряет отчет о ходе исполнения пока еще действующей Стратегии «Воронеж-2020». Картина предварительных итогов крайне пестрая. По каким-то направлениям мы уже можем рапортовать о досрочном достижении целевых индексов, по каким-то – впору признаваться в провалах.

Например, рядом стоят такие показатели, как «уровень безработицы» (выполнение – 127%), «доля населения с доходами ниже прожиточного минимума» (140%) и тут же – оставшийся за бортом Стратегии «уровень зарплаты» (63,1%). С нищетой мы боролись гораздо успешнее, чем с «достойной бедностью»!

Выросшая с опережением производительность труда (103,7%) не помогла адекватным темпом нарастить продукцию промпредприятий. Мы выполнили намеченное в деле доступности детских садов, но отстали по школам. Прописывали в Стратегии две дорожные развязки, но к моменту подведения предварительных итогов официально не сдали ни одной – и в соответствующей графе стоит 0% выполнения (хотя развязка на 9 Января уже фактически действует). И даже серия рекордов жилищного строительства не вывела стройкомплекс на 100-процентный показатель.

Обжегшись на молоке, эксперт на воду дует. «Воронеж-2035» предполагает три варианта развития города – целевой (его и обсуждали депутаты), базовый и консервативный. Традиционного термина «негативный», заметим, в нашем случае нет.

Миссии и заявленные цели сходны с прежними (в ходе дискуссий это называлось преемственностью). «Плюсы и минусы» тоже перекочевали из документа в документ почти без изменений.

В нынешней версии в список рисков добавились «внешнеэкономические санкции» и возможный «рост социальной напряженности». Заместитель главы департамента экономразвития Воронежской области Борис Бикетов выразился по этому поводу с убедительной образностью:

– Ну, если мы плывем в Америку и вдруг подул встречный ветер – не поворачивать же в Азию!

НЕ ОТВЕРГАЙ РУКИ ДАЮЩЕГО

Но, как заметил основной докладчик глава управления стратегического планирования и программ развития мэрии Андрей Жаглин, главное отличие документа от прежних версий – большая нацеленность на прикладное применение. «Воронеж-2035» должен служить базой для разработки нового Генплана, а в дальнейшем оба документа – для обоснования получения новых субсидий федерального центра.

Увы, наш город-миллионник очень зависим от дотаций центра, и едва ли в этой сфере что-то кардинально изменится до 2035 года. Более того, на 2019-й объявлены беспрецедентные условия софинансирования социально значимых проектов развития: 98 к 2. То есть на каждые два рубля собственных инвестиций Воронеж может привлечь 98 руб. из федбюджета. Хотите – спорьте о правильности такой пропорции, хотите – пользуйтесь ею. Участники дискуссий были единодушны: надо пользоваться!

ЦЕНТР ИЛИ ЗАДВОРКИ?

Но одной Стратегии с Генпланом маловато. Нужны площадки под строительство соцобъектов, а «клин» муниципальной земли стремительно уменьшается. Больше всего по этому поводу сокрушались энтузиасты спортивного строительства.

– Обеспеченность спортивными сооружениями у нас 38%, нам необходимо выйти на уровень 49%, причем эти объекты должны в каждом районе иметь характер шаговой доступности. У города должны быть уже юридически подготовленные к строительству площадки, а нам еще только предстоит их изыскать, – тревожился председатель профильной думской комиссии Александр Чистяков.

Среди вариантов такого поиска депутаты называли депрессивные площадки бывших промзон, ветхие застроенные территории и… земли пригородных районов, которые теперь будут развиваться по согласованным планам – как единая Воронежская агломерация.

Правда, диспутанты, обсуждавшие тему, не смогли предложить, как преодолеть административные границы. К тому же много земли ушло в частные руки, она застраивается бессистемно, без видения дальних перспектив – и новый дом, например, может помешать строительству кольцевой автодороги – что уж говорить о ФОКах.

Я ЗНАЮ – САДУ ЦВЕСТЬ

Зато профессор ВГУ Юрий Трещевский в эксклюзивных комментариях для «Берега» был настроен оптимистично – по той простой причине, что воронежцу все равно, в каких границах он потребляет блага мегаполиса.

– Я живу в Подгорном, и мне ближе съездить за покупками в «Град», а за оздоровлением – в плавательный бассейн Рамони. Волнует ли меня, что это формально рамонские, а не воронежские объекты? Нет, конечно – и эта логика рано или поздно победит.

А стоило ли вообще спешить с написанием новой Стратегии – когда еще не завершена работа над «старой», а макроэкономическая перспектива не просматривается даже на год вперед?

– Нам некуда деваться! – уверенно сказал Юрий Трещевский. – Изменилось федеральное законодательство, утвержден единый алгоритм планирования. Да и по существу проблем многое изменилось. Что мы могли десяток лет назад подразумевать под понятием «скоростной транспорт»? Троллейбус, у которого рога от проводов не отскакивают? Не было выражения «умный город», абстрактно звучало «доступная среда», не было представления о масштабах грядущей цифровизации. Мир вокруг нас бурно меняется, и это требует адекватного отражения в базовых документах.