Газета,
которая объединяет

Межнациональное достояние

Президент Гильдии межэтнической журналистики – об интернациональном феномене России и дефиците русской самоидентификации
Рубрика: Социум№82 (2254) от
Автор: Ольга Бренер

На прошлой неделе в Воронеже побывала президент Гильдии межэтнической журналистики, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Маргарита Лянге. В региональном Ресурсном центре НКО она приняла участие в круглом столе, а также провела церемонию награждения победителей окружного этапа X Всероссийского конкурса средств массовой информации «СМИротворец-2018».

В интервью «Берегу» Маргарита Лянге рассказала об уникальной российской модели межнационального согласия и назревших рисках.

КАК И ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА

– Маргарита Арвитовна, как вы оцениваете градус межнационального единства в стране и нашем регионе?

– Согласно социологическим опросам, сейчас в стране 74,8% людей в целом удовлетворены межнациональными отношениями. Но это – как средняя температура по больнице, потому что по регионам цифры разные. В Воронеже эта удовлетворенность составляет 64,7%. А 12,3% воронежцев считают межнациональные отношения напряженными.

Самые низкие позитивные показатели в ЦФО – московские. Но там и ситуация наиболее сложная. На самом деле слишком много аспектов нашей повседневной жизни связано с этническим взглядом на мир. А российского интернационального опыта полной реализации каждого народа в мире больше нет. И этот феномен – такое же наше достояние, как природные богатства.

– Говорить об интернациональной России стало хорошим политическим тоном. Но на круглом столе в Ресурсном центре НКО вы отметили еще один российский феномен – дефицит русской идентичности на фоне этнического ренессанса по всей стране.

– Да, у нас как-то уже сложилось, что национальный вопрос – это про кого угодно, кроме русских. Хотя именно уникальность русских людей создала такую большую страну с процветающим многонациональным многообразием. Но когда – так же как представители других народов – русские начали объединяться для возрождения и сохранения своей культуры, их поспешили огульно окрестить «русскими националистами» или даже «фашистами»!

Русским активистам «дали по рукам», и некоторые из них действительно ушли в экстремизм. А между тем эти общественники с активным национальным самосознанием могли помочь в формировании здорового межконфессионального и межнационального благополучия в стране. Нельзя же закрывать глаза на то, что центральная часть – самое сердце России – загибается, что русский человеческий ресурс из центра России в XX веке был вычерпан до критической отметки ради освоения окраинных территорий государства. Сегодня Центральную Россию не возродить без поддержки и сохранения там исконно русских этнических ценностей. В эпоху перестройки и даже в нулевые нынешнего века было ошибочное суждение, что если мы сейчас поднимем экономику, начнем жить сыто-богато, то разом все друг друга полюбим и перестанем обращать внимание на национальный вопрос. Но жизнь показала совсем другое. В 2012 и 2013 годах цены были стабильными и бюджет с профицитом, но к 2013 году процент россиян, недовольных межнациональными отношениями в стране, вырос до 49. То есть в 2013 году, казалось бы, благополучном, общество достигло точки кипения.

СИЛЬНО ПРЕУВЕЛИЧЕНО

– Не произойдет ли в связи с этим такой экстремальный откат от популистского интернационализма со всеми песнями-танцами-кухнями – в сторону русского национализма?

– Мы все как-то сильно боимся этого русского национализма, выплескивая при этом с водой и ребенка. Но русских страхует великая культура и не раз продемонстрированные историческая мудрость и благородство. Представители разных народов России часто вспоминают, что в 30-е годы перебили всю их интеллигенцию и порой склонны обвинять в этом русских. Забывая почему-то, что русская интеллигенция и вся русская элита была уничтожена в годы репрессий как никакая другая. Буквально выкошена. И все эти попытки противопоставления: якобы русской власти – другим народам, или якобы еврейской власти – русским, на самом деле ни к чему хорошему не приведут. Потому что тот трагичный период страна пережила в мультикультурной среде, и пострадали абсолютно все. Все, кто, грубо говоря, высовывался.

Сейчас же, наоборот, возникает опасность недооценки, недоговоренности о великой русской культуре. И этого не могут не замечать рядовые граждане, которых с их корнями и традициями как будто и нет. А ведь их – большинство. Естественно, на фоне такого логичного недоумения возникают всяческие политические спекуляции – ага, русских хотят отменить, сделать из них нацию «Иванов, не помнящих родства». И вот чтобы таких спекуляций избежать, русский вопрос в национальной политике и на информационном поле должен звучать так же полноценно, как сейчас звучит армянский, азербайджанский, еврейский, а может, даже и громче. Именно русские за всю историю российской государственности умудрились сделать его крепким многонациональным. Если тысячи лет с этим балансом справлялись, то какие есть основания сейчас полагать, что начнется вдруг перекос в сторону национального экстремизма и подавления других народов?

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

– Вы беседовали с губернатором Александром Гусевым. Каковы итоги встречи?

– Губернатор охотно поддержал мое предложение о проведении в районах области межведомственных информационных учений, которые должны помочь наладить оперативное взаимодействие журналистов с разными органами власти и национальными общинами. Такие учения станут пилотными в стране. В случае возникновения проблемных ситуаций с «этническим оттенком» журналисты должны оперативно и объективно информировать общество. А для этого они сами должны быстро получить необходимую информацию из первых источников. Но у нас часто как бывает: «загорелось» где-то – и журналист сразу же пытается связаться с лидером национальной общины, а телефон уже отключен. Я сама как журна-лист с этим сталкивалась не раз. Полиция тоже зачастую слишком затягивает с объяснениями. И начинает ситуация обрастать слухами, которые могут привести к еще большему разжиганию конфликта и, не исключено, к новым жертвам. Потому что любое криминальное событие – это «хайп», отличный рейтинг. И здесь вопрос, кому событие рейтинг добавит: его растащат в интернете на слухи или же «заберут» себе журналисты для взвешенного и всестороннего освещения? Но в экстремальных ситуациях у журналистов должна быть возможность быстрого взаимодействия и со всеми ветвями власти, и с национальными общинами. Например, погром в Бирюлево – когда всех разом переклинило – на самом деле можно было бы предотвратить, если бы появилась оперативная возможность во всем взвешенно разобраться. Нам катастрофически не хватает анализа и объективно-го понимания любой конфликтной ситуации на межнациональной почве. Всем уже становится ясно, что в реализации национальной и миграционной политики не обойтись без объективного информационного сопровождения.