Газета,
которая объединяет

Режим неблагоприятствования

Рубрика: Колумнистика№ 132 (1415) от
Автор: Анна Жидких

В природе всякого нормального человека заложено протестное начало: на то мы и люди. А в инженерии есть термин, который всегда казался мне философским: сопротивление материала. Это я к тому, что на всякое действие непременно найдется противодействие. Типа: «вы их в дверь – они в окно…»

Высоцкий «влез» в строку не ради красного словца. А потому, что о нем-то речь и пойдет. Вернее, о кампании, развернутой по случаю выхода на широкого зрителя нового фильма про Владимира Семеновича.

Есть в российской истории (вообще – в любой, но в российской – в первую очередь) особые, всеми почитаемые знаки-символы. Своего рода святыни; кто, на самом деле, равнодушно пропустит мимо ушей свежую информацию о, скажем, Петре I? Александре Сергеевиче Пушкине? Да чего там далеко ходить: даже современные политики, как бы кто к ним ни относился, вызывают в массовом сознании живой интерес. И именно на уровне знаков: факты не только общественной, но и личной жизни публичного человека – приметы времени и пространства.

Так вот, о Высоцком: в нашем контексте это фигура беспроигрышная. Трудно представить, что интерес к ней соотечественников может угаснуть на протяжении обозримого отрезка времени: уж очень мощное и штучное явление. Именно так я думала до того момента, пока телевизор не стал «выдавать» дозы Высоцкого практически ежедневно. И не только на уровне лобовой рекламы нового кино; Первый канал достал из своих бездонных загашников, кажется, все, что хоть каким-то краешком касается Владимира Семеновича и запечатлено на пленке. И даже «новинки» современной высоцковианы появились – как, например, документалистика на тему французской встречи Высоцкого и Бродского, программа «Достояние республики». Такого и в «дни Высоцкого» не бывало: ни рождения, ни смерти…

Переесть до дурноты можно, как известно, даже деликатеса. Почему маркетологи не считаются с этим железным правилом? Не знаю. Очевидная ведь штука: чем настойчивей навязывают нечто – тем сильнее восстает против натура. Оказывается, даже Высоцким (и даже самых преданных его поклонников), если постараться, нетрудно перекормить: удивительное – рядом!
Можно, конечно, списать данную «тупость» на наш особенный менталитет: как заметили классики, русский человек меры ни в чем не знает. Но, сдается, тут другое. Потому что не из всепоглощающей и безграничной любви к великому человеку затеяна жвачная кампания. Но – из самого заземленного и самого противного, на мой взгляд, расчета, укладывающего в формулу «деньги не пахнут». Если намечается возможность «срубить бабок» по-крупному – способ сделать это для деловых людей непринципиален. Ну, такое у них доходное место: плюнешь на святыню – будет тебе счастье.

Растиражировать Высоцкого до безликой попсы – это, знаете ли, показатель серьезный. А характеризует он не что иное, как человеческую порядочность инициаторов процесса. Или, в лучшем случае, отсутствие присутствия чувства меры. Причем уже не в отдельно взятом чиновнике или функционере, но – в обществе в целом. Мы узаконили «свой» подход и к оценке посмертного величия, и к формированию посмертной же славы, а главное, к процессу вытаскивания денег из наивного простого смертного любым, доступным убогой фантазии, методом. И за ценой здесь – нет, не постоим.

Менторство во всех его обликах – антипод искусства. Морализаторство – тоже: человек (опять же, нормальный) ревниво охраняет зону своих личных эстетических идеалов и пристрастий. И в ценных указаниях на тему «что такое хорошо и что такое плохо» из уст кого ни попадя не нуждается, мягко говоря. Тут и чисто физически срабатывает эффект, обратный заданному: вещам, которые намозолили глаза и уши, зрительское отторжение обеспечено. Скажем, замечательные люди Гарик Сукачев и Александр Ф. Скляр. Но когда они из передачи в передачу кочуют по голубому экрану Первого канала – это раздражает. Не говорю уж об удивительном господине Познере, который вел, ведет и, кажется, будет вести все, что можно. Вернее, нельзя: теперь он на пару с Илзе Лиепа еще и ведущий хореографической программы, где балетные девочки танцуют с фигуристами-мальчиками. И в балете, стало быть, человек разбирается получше прочих, и в фигурном катании. Ну не смешно ли?..

Для поддержания комфортного микроклимата картинка перед глазами должна меняться – за такую практику не только личный опыт «высказывается», но и наука под названием «психология». Только когда мы руководствовались здравым смыслом? Попытаетесь вспомнить – в голову полезет череда совсем других примеров…