Газета,
которая объединяет

«Знаковая» защита

КП ВО «Воронежкачество» знает, как отстоять стандарты
Рубрика: Экономика№ 131 (1414) от
Автор: Юрий Бабаян

Как выбрать среди изобилия товаров, представленных в розничной торговой сети, те, которые не нанесут вреда здоровью? Федеральное законодательство, облегчив жизнь производителям, этот вопрос как-то недоработало. Ведь не каждый из нас может по названию ингредиентов определить, что входит в состав того или иного продукта. А уж если производитель слукавил и указал на этикетке недостоверную информацию, то сложностей становится еще больше. Но скоро их количество должно уменьшиться.

С лета текущего года казенное предприятие Воронежской области (КП ВО) «Воронежкачество» начало активное продвижение на территории региона знака добровольной сертификации продовольственной продукции «Воронежское качество». По словам генерального директора предприятия Андрея Смикалова, этот процесс позволит не только облегчить потребителям выбор, но и получить конкурентные преимущества тем производителям, которые готовы работать в рамках правового поля.

От водки – к продуктам

– Изначально наше предприятие называлось ГУП «Воронежспиртпром» и занималось только сертификацией алкогольной продукции, поступавшей на региональный рынок, – рассказывает Андрей Борисович. – В конце 90-х – начале 2000-х это направление работы было очень актуальным, учитывая то количество нелегальной водки, которое везли к нам из южных регионов.

Сегодня ситуация изменилась. На первый план вышла проблема качества продуктов питания, представленных на потребительском рынке области, и губернатор Алексей Гордеев сориентировал казенное предприятие на работу именно в этом направлении.

– Задача любого бизнеса – получение прибыли, и многие производители в погоне за рентабельностью стараются сэкономить на ингредиентах, снижая себестоимость товара, – поясняет Андрей Смикалов. – Но потребитель имеет право обладать полной информацией о том, из чего сделан продукт. Знак «Воронежское качество», нанесенный на этикетку, позволяет покупателю быть уверенным в том, что реальный состав продукта полностью соответствует заявленному.

За счет чего достигается эта уверенность? Прежде всего, за счет многоуровневой проверки кандидата на получение знака. На первом этапе предприятие-заявитель предоставляет КП ВО «Воронежкачество» необходимый, согласно системе добровольной сертификации, пакет документов. Если с бумагами все в порядке, специалисты КП обследуют производство: выезжают непосредственно на место, отбирают образцы на экспертизу. После этого в аккредитованной лаборатории продукт «раскладывают» на составляющие и принимают решение о его соответствии заявленному составу. Если нареканий нет, компания получает сертификат и вместе с ним – знак добровольной сертификации. Его она может наносить на этикетку, использовать в рекламных акциях своей продукции и т. д.

В то же время КП ВО «Воронежкачество» берет на себя обязанность по дальнейшему мониторингу продукции, реализуемой под знаком «Воронежское качество». Коли последующая экспертиза покажет отклонения в образцах от заявленного состава, принимается решение о приостановлении действия сертификата соответствия. Если и после корректирующих мероприятий изготовитель не устраняет нарушения, то действие сертификата отменяется и разрешение на применение знака аннулируется. Информация о несоответствии продукта доводится до потребителей.

– Нам уже приходилось в своей практике и приостанавливать действие сертификата, и отказывать в его выдаче, – говорит Андрей Смикалов.

«Осторожный» бизнес

Основное назначение системы добровольной сертификации «Воронежское качество» – способствовать повышению качества и безопасности товаров и услуг, представленных на потребительском рынке Воронежской области. Система направлена, прежде всего, на предоставление гражданам достоверной информации о свойствах товаров, на предупреждение и пресечение действий, вводящих покупателей в заблуждение, на повышение конкурентоспособности продукции.

– К сожалению, сегодня на рынке получается так, что тот, кто работает по всем правилам, имеет либо нулевую, либо чисто символическую рентабельность, – поясняет Андрей Борисович. – В то же время тот, кто хитрит, имеет сверхприбыли, соответственно, может пускать больше денег на продвижение продукции и, как следствие, значительно увеличивать продажи. В итоге добросовестный производитель вынужден либо сворачивать производство, либо тоже идти по пути снижения качества. Знак «Воронежское качество» является тем мостиком между производителем и потребителем, который сможет направить последнего в нужное русло, показать, кто из производителей выпускает продукцию, соответствующую необходимым стандартам, тем самым увеличив продажи этого производителя.

По словам Андрея Борисовича, в первое время ставится цель сделать знак «Воронежское качество» востребованным у производителей мясных, молочных и хлебобулочных изделий. И мясокомбинаты уже охотно идут на соответствующие переговоры.

Три приоритетных направления – конечно, отнюдь не исчерпывающий список. В будущем здесь планируют сертифицировать и снабжать знаками «Воронежское качество» самые разнообразные товары. Нужна только заинтересованность самих производителей. Но, учитывая, что знак стали продвигать лишь полгода назад, ясно, что пока бизнес только изучает эту возможность.

– Конечно, сегодня мы не можем похвастать большим числом производителей продуктов питания, маркирующих свои изделия знаком «Воронежское качество», – говорит Андрей Смикалов. – Бизнесу ведь важно сначала увидеть и понять, как новшество работает, и только потом начинать взаимодействие. Правда, уже есть положительные примеры сотрудничества, в частности, по программе производственного контроля предприятий общественного питания.

Производственный контроль предприятий общепита – еще одна сфера деятельности КП ВО «Воронежкачество». Примерно 70% компаний, занимающихся организацией общественного питания в Воронеже, сегодня проводят производственный контроль с участием аккредитованного Испытательного центра КП ВО «Воронежкачество».

– Не так давно мы с компанией «Русский аппетит» разработали специальный знак, который сегодня размещен на их торговых точках, – рассказывает гендиректор КП ВО. – Знак подтверждает, что организация проходит полный производственный контроль с минимальными временными промежутками. Думаю, этот опыт в скором времени можно будет перенести и на другие предприятия сферы общественного питания. Надеемся мы и на привлечение к сотрудничеству компаний, поставляющих продукты в городские школы.

«Кнут» для «нестандарта»

В целом же, уверен Андрей Борисович, уже со следующего года контроль качества пищевых продуктов в Воронежской области выйдет на новый уровень. И более широкое распространение знака «Воронежское качество» станет лишь одним из его элементов.

В области начнет работать целевая программа «Повышение качества и безопасности пищевых продуктов», техническую разработку которой осуществляли специалисты КП ВО «Воронежкачество». Одним из направлений этой программы станет проведение мониторинга качества и безопасности продуктов. В случае выявления нестандартной или, не дай бог, опасной для жизни и здоровья продукции, структуры правительства Воронежской области будут принимать оперативные действия.

– Проблема сегодняшнего дня заключается в том, что контролирующие органы могут проводить плановую проверку предприятия только один раз в три года, – поясняет Андрей Смикалов. – За это время, как правило, недобросовестные производители меняют вывеску и освобождают себя от ответственности. Проверки вне плана осуществляются только по заявлениям граждан, которых может и не быть. А здесь будет проводиться централизованная экспертиза, которая четко покажет, кто из производителей поставляет в Воронежскую область «нестандарт».

Кстати, в настоящее время КП ВО «Воронежкачество» совместно с Воронежским областным общественным учреждением «Гарантия качества» регулярно проводят сравнительные смотры качества пищевой продукции, после чего результаты направляют в контролирующие органы, средства массовой информации и в торговые сети, где реализуется некачественный товар. Ведь продавцам проще отказаться от сотрудничества с недобросовестным производителем, нежели терять клиентов.

– Работа по обеспечению рынка качественной продукцией должна идти комплексно, – убежден Андрей Смикалов. – Добровольная сертификация, знак «Воронежское качество», работа областной целевой программы – все эти и другие действия обязательно приведут к тому, что на воронежском рынке «первую скрипку» будут играть именно те производители, которые прежде всего заботятся о качестве, а не о сверхприбылях.