Газета,
которая объединяет

Онлайн-ловушки

Общаясь в интернет-пространстве, нужно быть осторожными при оплате услуг
Рубрика: Социум№48 (2220) от
Автор: Наталия Осадчая

Пользователи интернета при поиске информации, обычно юридической направленности, наталкиваются на так называемые всплывающие окна, где в онлайн-режиме различные специалисты, чаще всего юристы, предлагают бесплатную помощь. Во сколько может обойтись такой вот «бесплатный сыр», поговорим ниже.

Самый безобидный вариант интернет-советчика – попытка вытянуть из вас телефон или адрес электронной почты и завалить спамом (рекламными письмами и смс). Никакого юриста на том конце «провода» нет и в помине, с вами общается робот, то есть в сайт встроена программа примитивного общения с человеком лишь для того, чтобы узнать его данные.

Но есть и более серьезные схемы мошенничества, на которые попадаются люди, пообщавшись с таким онлайн-помощником.

Жительница Воронежа Татьяна С. при оформлении пенсии обнаружила, что назначенное ей пособие значительно ниже того, на которое она рассчитывала. Она решила почитать в интернете, не сталкивались ли другие люди с похожими случаями, и попала на сайт юридической компании, после чего на экране всплыло небольшое окошечко, в котором юрист предлагал задать ей свой вопрос, пообещав дать бесплатный ответ.

Ей показалось, что раз компания находится в Воронеже, то обманывать ее никто не будет и имеет смысл продолжить разговор, после чего изложила, что ее беспокоит. Ей объяснили, что с такими проблемами к ним уже обращались жители города, и юристам удалось их удачно решить. По общению женщина поняла, что с ней говорит не робот: ответы были конкретные, учитывали особенности ее вопросов.

Но для того чтобы точно определить, можно ли реально помочь Татьяне С., ей необходимо приехать в компанию лично, сообщил юрист. Но прием в фирме будет уже платным – 3 тыс. руб.

Татьяна приехала в назначенное время на «очную консультацию». Как рассказала женщина, ей сразу же наобещали решить ее проблемы. Юристы гарантируют, что женщине пересчитают пенсию, дело ее выигрышное и т.д. Услуги фирмы будут стоить 20 тыс. руб., в то время как другие адвокаты Воронежа берут за это в «два раза больше».

«Юрист» обещал, что и эти 20 тыс. женщине потом вернет пенсионный фонд. Деньги можно будет подвезти позже, а для начала нужно подписать договор.

Татьяна С., вспомнив, что не так давно одна ее знакомая попалась на стотысячный кредит в салоне красоты, подписывать сразу договор отказалась, сославшись на то, что хотела бы все обдумать и посоветоваться с семьей.

– Если вы сейчас не подпишете, то позже он обойдется вам дороже, да еще три тысячи придется платить за прием, – убеждал ее «юрист».

Но именно эти убеждения и отрезвили женщину. Она извинилась и ушла. А 3 тыс. руб. так и остались в «фирме».

Быть может, Татьяна напрасно так поступила, и юристы и вправду помогли бы ей?

– Схема известна уже несколько лет, и подобных фирм открывается все больше, – рассказывает Олег Фролов, ведущий юрист ОЗПП «Общественный контроль» (г.Москва). – Людей, обратившихся за юридической консультацией в интернете или на горячую линию, просят приехать на «бесплатную очную» консультацию, обещая подробно все рассказать и помочь решить проблемы. На консультации обещают золотые горы и уговаривают заключить договор на оказание услуг, а после оплаты теряют интерес к делу.

Потом пострадавшие узнают, что документы были составлены (если и были составлены) юристами неправильно, не те, которые нужны, и не туда, куда нужно, в суде юристы либо действовали непрофессионально, либо просто не являлись, а зачастую оказывается, что случай изначально был безнадежный или требующий совершенно другого подхода.

– Думается, что с врачами и юристами следует взаимодействовать лично, – считает воронежский адвокат Николай Алимкин (на фото). – По крайней мере, на этапе установления взаимопонимания. И только потом, когда вы придете к твердому убеждению о достаточном уровне квалификации специалиста, можно переходить к общению онлайн. Что же касается расторжения договора на оказание правовых услуг, то порядок его расторжения определяется федеральным законом о защите прав потребителей, согласно ст.32 которого потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Возвратить предоплату в теории можно через суд, говоря о том, что услуга потребителем принята не была, акт оказанных услуг потребителем не подписан. Обезопасить себя можно только одним способом: не получать такого рода услуги онлайн или получать их только после подписания договора, содержащего сведения о стоимости услуг.