Газета,
которая объединяет

Истина – в зерне

Люди, секреты и рецепты молдавской кухни по-воронежски
Рубрика: Социум№47 (2219) от
Автор: Ольга Бренер

Земля, пропитанная щедрым солнцем и влажными балканскими ветрами – вот вдохновение для кулинарного искусства молдаван. Именно земля Бессарабии с ее буйством красок и ароматов определяет здешнее застолье и нравы. Где бы молдаванин ни находился, он навсегда останется человеком своей земли – трудолюбивым, искренним, гостеприимным.

Кстати, богатство и почет не входят в систему главных ценностей этого народа. А вот готовность обогреть и накормить – входит. Эти качества и сформировали уникальную молдавскую кухню. Совсем не дорогую и не тяжелую, но сытную и вкусную. В минувшее воскресенье воронежские молдаване приобщили к ней корреспондента «Берега» во время своего праздника национального костюма.

МАГИЯ ВЫПЕЧКИ

Руководитель областной молдавской общины Каролина Ветрова говорит, что хлеб для ее народа – такое же национальное духовное достояние, как и вино. Магазинный хлеб у молдаван не в ходу, даже в Воронеже. Раз в неделю женщина должна заняться выпечкой впрок. Тесто для молдаванки – почти магический продукт, охраняющий мир и любовь родных и близких.

– Мне нравится работать с тестом, оно любит спокойный, добрый подход к себе. Это настоящее общение, почти психотерапия, – Нонна Цуля взмахивает «тканью» тонко раскатанного теста. Оно струится и играет в ее пальцах, а потом, растянутое на лету до толщины прозрачного тюля, плавно приземляется на стол. Нонна смазывает его растительным маслом, режет на ленты, в начале каждой кладет шарик из тертой брынзы, творога, зелени. Потом такой шарик зигзагом закатывает в почти воздушную ленту. Это экспресс-вариант слоеной плачинды – знаменитого на весь мир молдавского пирога. Нонна говорит, что такими быстрыми экономными плачиндами можно накормить целый взвод. Начинки расходуется немного, а готовить ее можно из чего угодно: брынзы, тыквы, натертого сырого картофеля.

Все это случилось на глазах у корреспондента «Берега» за час. Сначала Олег, муж Каролины Ветровой, принес из ближайшего магазина пакеты муки. Потом Анна Царалунга растворила немного соли в прохладной воде, замесила крутое тесто и оставила его под полотенцем. Вода, соль, мука – больше ничего. А Екатерина Поля в это время смешала брынзу, творог и мелко порезанный укроп. К «отдохнувшему» тесту и подключилась Нонна. Дальше – на сковороду или в духовку.

Любимое занятие Нонны не только тесто, но еще и фриволите – французское кружевоплетение, которое она преподает всем желающим воронежцам.

– У нас без всего этого никак. Кишиневские девочки учатся в школе печь, шить, вышивать с первого класса. Они потом могут стать кем угодно, но основа их женственности уже заложена. И в России эти навыки тоже пора возвращать в школьную программу, – говорит Нонна Цуля.

«СОЛНЕЧНЫЙ КАРАВАЙ»

Анна Царалунга – сестра известного воронежского ученого, преподавателя ВГЛТУ Владимира Царалунги – предлагает еще более быстрый и более «интернациональный» вариант плачинды – с армянским лавашом.

– Так я сейчас готовлю своим домашним завтраки. Брынзу с зеленью измельчила, в лаваш завернула, на сковородке поджарила – и к столу. Я как приехала с семьей к брату в Воронеж, сразу начала много готовить. Для родных, друзей, соседей. Люблю готовить манкарику – куриные потрошки, запеченные в большом количестве лука. Или тушу в казане под слоем лука и томатов целиком запеченный перец... Мы живем в Сомово. Здесь всем очень нравится молдавская кухня. Но ни одно большое застолье не обходится у нас без мамалыги, – рассказывает Анна.

– Главное – правильная кукурузная крупа. Она должна быть мелкого помола, тогда мамалыга получится, – объясняет Олег Ветров.

Он засыпает в кипящую подсоленную воду кукурузную крупу и сразу начинает интенсивно мешать, чтобы не было комков.

В это время Сергей Цуркан пережаривает измельченные грецкие орехи, трет репчатый лук, чеснок, тоже пережаривает, смешивает с орехами, зеленью, каплей уксуса, солит и перчит. Это будет муждей – знаменитый молдавский соус, который подается к мамалыге.

Через 45 минут она готова и, пока не остынет, напоминает очень густую кукурузную кашу. Если мамалыга сварена правильно, то сама отстает от стенок котла и перекладывается на блюдо большим солнечным караваем. Нарезается ниткой на ломти, которые едят руками.

Мамалыга – второй молдавский хлеб, по сути, блюдо соборное, потому что собирает весь молдавский стол. Где мамалыга – там обязательно брынза, овощи, муждей, мясо, рыба. Там – чувство дома. И «чувство локтя», как написала лидер общины Каролина Ветрова в своем «фэйсбуке» о воронежцах самых разных национальностей, которые пришли в гости к молдаванам на их праздник в минувшее воскресенье.