Газета,
которая объединяет

«Профессия выбрала меня»

Учитель истории Юрий Моногаров – о любви к школе, современных детях и реформе образования
Рубрика: Социум№25 (2197) от
Автор: Ирина Лазарева

Вместо пачки конспектов – свободное изложение материала, взамен требовательного костюма – рубашка и джинсы, привычной для учителя строгости – тонкое, но добродушное чувство юмора. Юрий Моногаров, молодой историк в воронежской школе №68, стал лауреатом муниципального этапа конкурса «Учитель года-2018», разделив победу с коллегой.

О системе школьного образования, срежиссированных уроках и увлеченных детях учитель рассказал «Берегу».

УРОКИ НЕ ПО СЦЕНАРИЮ

– Вы, преподаватель вуза с восьмилетним стажем, как оказались в школе?

– Сложно сказать – я выбрал профессию учителя или она выбрала меня. Я окончил исторический факультет ВГУ, думал о научной карьере. И какое-то время мне удалось поработать в нескольких университетах Воронежа. Но потом потянуло в школу. И если бы мне кто-то во время учебы на факультете сказал, что я стану учителем, сильно удивился бы.

Сейчас я не жалею; ведь молодой преподаватель в вузе – это колоссальная загруженность: выработка часов, поток дипломников, научная работа, командировки. И – низкая оплата. А молодой педагог в школе – это интересно и престижно. Кстати, многие замечают, что в школах мало учителей-мужчин, и задаются вопросом, с чем это связано – с оплатой труда или отношением к профессии. Я убежден, что с отношением. Зарплата может быть очень достойной, если постараться.

– Помните свой первый урок в школе?

– Помню практику в вузе. Я приходил к детям на урок в старшие классы, и они, что самое интересное, воспринимали меня как совсем взрослого, хотя мне было всего 20 лет. Между нами сразу выработались необходимые рабочие отношения и дистанция, которая должна быть между учителем и учеником.

После практики я понял, что если затяну на минуту с опросом домашнего задания или с объяснением нового материала, то меня никто за это не расстреляет; все-таки урок – это индивидуальное творчество учителя. Главное, чтобы дети усвоили материал, смогли привести осознанные примеры. Я не понимаю, когда все происходит по сценарию. Как в кино, которое ты смотришь из года в год. Скучно же!

– Полагаете, история – это именно творческий предмет?

– Само собой. В истории очень много сухих фактов и цифр, которые надо сделать жизненными, чтобы ребенок их запомнил. Ведь знаете, дети не верят, что многое из того, что происходило, например, в княжеской Руси, было в действительности. Иногда они считают, что я рассказываю им истории про вымышленных персонажей, вроде богатырей и Бабы-яги, и это просто надо вызубрить, чтобы учитель отстал. Без творчества тут никак. Стараешься провести параллели с современными реалиями, ведешь их в музей, демонстрируешь исторические документы, устраиваешь викторины. Ты постоянно доказываешь, что ЭТО было! И только тогда дети начинают это осознавать, а затем понимают: то, что было вчера – уже наша история.

«СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК – НЕПЛОХОЙ»

– Если говорить о современных детях, то какие они?

– Очень разные. Еще пять лет назад у нас было много игроманов, и Интернет заменял им книги. Но сегодня дети не просто сидят в социальных сетях – они занимаются социально полезными вещами. У них много обязанностей, увлечений. И это их не мама с папой заставили, а сами захотели. Ребята занимаются спортом, играют в театрах, помогают бездомным животным. У них мощная общественная жизнь. Не буду отрицать, что есть и те, кого в школу родители притащили за ухо, и здесь они считают ворон и ждут, когда прозвенит звонок. Но и они чем-то увлечены – мяч во дворе гоняют или рифмуют стихи.

Новые реалии, Интернет дают ребенку возможность стремительно развиваться, в этом современные дети лучше, чем мое поколение. Глядя на своих учеников, я уверен в будущем России.

Другой вопрос, что сегодня дети все чаще растут в неполных семьях. Это накладывает определенный отпечаток на их характер, отношение к учебе, да и в целом на формирование личности. Мальчикам без отцов особенно трудно, на мой взгляд. Есть подростковые проблемы, которыми сложно поделиться с мамой. Когда я вижу, что ребенка что-то тревожит и ему некому об этом сказать, то стараюсь аккуратно провести с ним дружескую беседу, чтобы он представлял меня своим старшим братом и психологически разгрузился. Мы находим решение проблемы, и ребенок знает, что это не выйдет за рамки классной комнаты, в которой мы разговаривали. Но нельзя забывать, что работа педагога – это что-то вроде балансировки между дружбой с учеником и строгостью к нему. Нельзя позволить сесть себе на шею или давить на жалость. Учитель не только учит, но и воспитывает.

– Есть ученики, малоспособные к математике или безграмотные. А есть ли те, кому не дается история?

– История подразумевает логические размышления. Нужно уметь предвидеть, что повлечет за собой определенное действие. Не всем это дано. Дети, которые не дружат с каким-либо предметом, всегда хотят его забросить, полагая, что учитель и так «троечку» поставит. Это не мой путь. Я стараюсь заинтересовать, говорю: «Выучишь – я тебе пятерку поставлю». Работает.

А еще – люблю «перетягивать» физиков и математиков. Они, бывает, заявляют мне, что история им ни к чему. Тогда я засыпаю их заданиями, прошу участвовать в конференциях. Несколько «физиков» теперь учатся на истфаке.

«СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ ОСТАВИТЬ В ПОКОЕ»

– Вы, победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года-2018», готовитесь к областному соревнованию учителей?

– Я прошел несколько туров, но в пятерку лучших не попал. Да и не хотел бы побеждать, потому что я знаю коллег, которые много лет в профессии, они живут этими конкурсами, у них большой опыт за плечами. Для меня соревноваться с ними – уже большая честь.

– Хотели бы вы что-то поменять в системе школьного образования?

– Надо перевести всех школьников в первую смену. Работа в этом направлении идет, но наша школа пока не может себе этого позволить. У нас много учеников и мало классов. С журналами и дневниками неразбериха: есть электронные и бумажные. В этих вопросах нужен единый стандарт. Возможно, надо полностью отказаться от излишнего бумагомарательства. В остальном – надо оставить нашу систему в созидательном покое, пусть переваривает уже произошедшие преобразования. Раньше образовательных реформ было меньше, и многие поколения учились хорошо.