Газета,
которая объединяет

Скупой платит дважды

Рубрика: от
Автор:

Даже ребенок в курсе: шопоголик – герой нашего времени. Что вовсе не криминал. И уж, конечно, не факт, достойный удивления: россияне, приученные за долгий застойно­-перестроечный период к тотальному дефициту, взахлеб пользуются неисчерпаемыми возможностями отечественной торговли  XXI века. Это, в конце концов, тоже удовольствие…

Шлюзы открылись, потоки потребительского добра хлынули на российские прилавки с бешеной силой и такой же скоростью: выбор – на все вкусы и любое содержимое кошельков. Воронежцы в плоскости «приобретательства» орудуют наравне с остальными соотечественниками: безлюдный торговый центр – утопия даже по будням. А уж в выходные дни по наезженной колее – и за провизией, и за «шмотками» – многие отправляются целыми семьями.

«Покупай, а то опоздаешь» – девиз клинического шопоголика (психологи, кстати, квалифицируют шопозависимость как диагноз). В такого больного запросто способен превратиться даже человек, в недавнем прошлом ненавидевший блуждания по магазинам без конкретной цели. Все дело в скидках, на них наша торговля поднаторела. Это, похоже, целая наука: дальновидно просчитав «непрямую» (на деле – наипрямейшую!) выгоду от продаж, своевременно сбросить цену на товар. И донести полезную информацию до ушей покупателей. Которые, естественно, того и ждут: если можно приобрести стильную вещичку за бесценок, грех такой возможностью пренебречь.

На информации и остановимся – как на «подводке» к основной теме. Помню одно из прошлогодних заседаний в доме правительства, посвященное наружной рекламе. Тогда воронежский губернатор Алексей Гордеев с искренним недоумением обратился к собранию: «Может, кто­то из вас объяснит мне, что значит фраза «жадность – это круто»? Именно эти слова, напомню, были начертаны на баннерах, зазывающих народ за покупками по низким ценам в один из городских супермаркетов. В качестве рекламного слогана они действительно воспринимались с трудом: не жадность же продает магазин, в самом деле. А тогда зачем превозносит ее «крутизну»?

Главе региона, а заодно и мне, живенько объяснили: торговцы хвалят за жадность своих потенциальных покупателей. Дескать, если ты жмот – молодец, умница, лишнего не переплатишь. Потому­то тебе и надо именно туда, где объявлен «ценокос» …

Видимо, на «крутых» граждан была рассчитана и недавняя акция, проведенная одним из торгово­-развлекательных центров Воронежа, расположенном в Левобережье города. Ее привязали к красивой дате – 11.11.11. Мол, у поклонников нумерологии настоящий праздник получится только на широкой распродаже, начинающейся поздним вечером 11­-го и заканчивающейся глубокой ночью 12-­го. Были обещаны не только скидки до 90 процентов, но и полная халява – подарки и призы полуночникам. Плюс развлекательная программа.

Не знаю, насколько правдивыми оказались обещания – ходят слухи, что не очень. Узнать точно – не получается (из моих знакомых на акцию не откликнулся никто), да и незачем: дело магазина – привлекать клиентуру любыми способами, дело покупателя – реагировать на такие «манипуляции» по собственному усмотрению. Зато, поговорив со случайным очевидцем столпотворения в окрестностях ТРЦ, точно знаю о том, во что вылилась ночная дорога для любителей выгодного шопинга.

Ленинский проспект, на котором даже в часы пик движение транспорта затруднено далеко не всегда, намертво встал в грандиозной пробке. Машины скопились не только на проезжей части – облепили все обочины, причем в несколько «слоев». Ситуация оказалась настолько безнадежной, что люди бросали своих железных коней где ни попадя и топали пешком в ТРЦ. Самые сметливые догадались парковаться во дворах прилегающих к району домов, чем вряд ли порадовали их обитателей. Даже Северный мост (за несколько остановок от ТРЦ, еще с правого берега) оказался парализованным: там некоторое шевеление наметилось только ближе к часу ночи…

Человек, рассказавший об увиденном, все поражался: это было, повторял, настоящее безумие! Ладно, в советское время народ с ночи в очередях за какими-­нибудь женскими сапогами томился, но сейчас­-то – совсем другой коленкор! Все есть, причем везде. В том числе и скидки…

Жадность, однако – это действительно круто. Если сия норовистая «дама», особенно в дуэте со стадным чувством, имеет власть над человеком – он не остановится ни перед неудобствами, которые зачастую нетрудно прогнозировать, ни перед их последствиями для окружающих. Один делец захотел «хорошо» продать, второй – «хорошо» купить; ни тот, ни другой не позаботились о том, как будет выглядеть мероприятие в контексте реальности, данной нам в ощущениях. Не всегда, к сожалению, приятных.