Газета,
которая объединяет

Воронежские двигатели не виноваты

Тридцатого ноября в Вилюйском районе Якутии радары обнаружили четыре фрагмента ракеты-носителя «Союз-2.1б», запущенной с космодрома Восточный 28 ноября, сообщили федеральные агентства.

Это означает, что скоро мы узнаем истинную причину крушения ракеты с дорогим спутником «Метеор-М» и двумя десятками зарубежных наноспутников. Для многих воронежцев это чувствительная тема, потому что немедленно вслед за аварией некоторые из тех же федеральных СМИ поспешили объявить, что в ней «скорее всего, виноваты двигатели воронежского производства».

И коллег можно понять: слишком долго Воронежский механический завод находился в центре скандала, разразившегося год назад после падения космического корабля «Прогресс МС-04». Когда выяснилось, что двигатель для «Протонов» собирался с помощью «неправильного припоя», директор завода Иван Коптев подал в отставку, а семь десятков двигателей прошли беспрецедентную процедуру переборки.

Но «приписать» проштрафившемуся заводу очередной инцидент не удалось: быстро выяснилось, что ракеты семейства «Союз-2» ВМЗ-шными двигателями не комплектуются.

– На третьей ступени стоял двигатель производства КБХА, – признали представители предприятия. – Но он сработал штатно.

Пока что основной считается версия о том, что нештатная ситуация могла возникнуть в момент между отделением от третьей («благополучно сработавшей» ступени) и первым включением разгонного аппарата «Фрегат» производства подмосковного АО «НПО им. Лавочкина».

Впрочем, наводит на мысль и тот факт, что из пяти пусков на космодроме Восточный три оказались проблемными. Может, там тоже применяют «не тот припой»?