Джентльмен удачи
В Ленинском районном суде Воронежа во вторник, 14 ноября, начались слушания по громкому делу об убийстве известного частного детектива Виктора Кусова. На скамье подсудимых – совладелец по бизнесу и бывший коллега Кусова по службе в милиции – 61-летний Александр Гончаров.
Две версии
Детектив погиб 13 июня 2016 года в офисе частного охранного предприятия «Бумеранг» (ТЦ «Ярмарка») на улице Донбасской от четырех пуль, выпущенных из пистолета Макарова. В руке у погибшего находилась граната.
На предварительном следствии и в суде Гончаров вину в умышленном убийстве коллеги не признал, настаивая на версии необходимой обороны.
Вместе с тем, как утверждает СУ СК, «следствием собрана исчерпывающая доказательственная база», позволившая изобличить его именно в совершении умышленного убийства. «Объем уголовного дела составил 24 тома, проведены три осмотра места происшествия, 6 обысков и 11 выемок, допрошено более 80 свидетелей, с участием обвиняемого, потерпевшей прослушаны и просмотрены аудиовидеозаписи, назначены и проведены 24 судебные экспертизы, в том числе комплексная комиссионная медико-баллистическая судебная экспертиза», говорится в пресс-релизе Следственного комитета…
В различных СМИ уже появилась подробная информация о том, какие конкретные доказательства в подтверждение версии об умышленном убийстве нашли следователи, какой бизнес-конфликт предшествовал убийству и что случилось в тот роковой день в одном из служебных помещений ТЦ «Ярмарка» на Донбасской. Появилась информация и со стороны защиты обвиняемого – в пользу версии о необходимой обороне.
Мы считаем преждевременным – до вынесения судебного вердикта – вдаваться в подробности этого уголовного дела и расставлять окончательные акценты. Такая публикация, вероятно – дело ближайшего будущего. Пока же мы расскажем о том, чем был известен Виктор Кусов, почему многие журналисты и бывшие коллеги называли его легендарной личностью?
Фаталист?
Имя Виктора Кусова стало широко известно во второй половине 90-х прошлого века. Уже после того, как он, подполковник милиции, ушел в отставку с должности начальника отдела по борьбе с организованной преступностью РУБОП МВД России, первым в Воронеже получил лицензию частного детектива и оказался одним из соучредителей ЧОП «Бумеранг».
Причиной широкой известности детектива явились начавшиеся на него покушения. Подполковник милиции в отставке пережил три «подрыва» и один «расстрел», долгое время остававшиеся нераскрытыми.
Раскрыть их оказалось непросто. Кусов, как говорят, был просто создан для настоящей «мужской работы». Он частенько становился переговорщиком между бизнесменами, своего рода арбитром в многочисленных бизнес-конфликтах 90-х – начала 2000-х, охотно сотрудничал с журналистами. В силу особенностей прошлой милицейской и детективной работы он располагал убойным компроматом, который мог умело использовать, отстаивая свои и чужие интересы. Кусов нередко действовал на грани фола, сознательно шел на риск, наживая себе многочисленных и влиятельных врагов, с фатализмом относился к возможной опасности. Многие, да, вероятно, и сам Виктор, считали, что он «родился в рубашке». И с этим было трудно поспорить.
Первое. Неизвестный
Меня судьба свела с ним на заре моей журналистской карьеры, в 1997 году. В то время в «городе черного нала», как называли тогда Воронеж, между несколькими предпринимателями и криминальными авторитетами шла ожесточенная борьба за передел водочного рынка. Начались заказные убийства. После октябрьской публикации в «Береге» истории об убийстве одного из левобережных криминальных авторитетов, входившего в окружение вора в законе Плотника, мною и заинтересовался Кусов. А также – воронежский предприниматель Павел Помогалов, чьи интересы как детектив защищал Виктор.
Дело в том, что в феврале того же года на этого предпринимателя также было совершено громкое покушение: около его дома неизвестный пальнул в жертву из гранатомета. И только чудом (граната срикошетила о козырек подъезда) Помогалов остался жив. Это преступление оставалось нераскрытым (оно не раскрыто до сих пор – прим. авт.) – как и последовавшая за ним попытка покушения уже на самого Виктора Кусова. Под днищем его автомобиля некто прикрепил взрывное устройство, и только якобы благодаря внимательности коллег Кусова (по некоторым данным, это был Александр Гончаров), «гранату» удалось вовремя обезвредить.
После выхода публикации, в которой прослеживалась определенная связь между всеми этими покушениями, я и поимел «профилактическую беседу» с Виктором, а газета – проигранный в итоге судебный иск (без материальных претензий) о защите чести и достоинства и деловой репутации. Именно «деловая репутация», как я понял позднее, в том споре с газетой была ключевым словом для моих оппонентов. Тогда воронежские бизнесмены уже начали свой «крестовый поход» за депутатскими мандатами...
Второе и третье. Минаков
Два других покушения на детектива были связаны с деятельностью так называемой «шиловской бригады» во главе с Сергеем Минаковым (фамилия изменена – прим. авт.).
История этой банды могла быть типичной и банальной до безобразия. Серия разбойных нападений, причем без «летальных исходов», «наказание» должников, кражи «по мелочам» – обычный промысел преступных группировок конца 90-х. Могла – но не стала. «Эксклюзива» банде придали именно несколько покушений на известных людей, совершенных опасными для окружающих способами. Четыре доказанных эпизода по «мокрой» 105-й статье сделали главаря банды также человеком достаточно известным. «Знаменитости» ему добавило и нападение в 1998 году на скандально известного воронежского публициста (в то время – консультанта губернатора по СМИ) Леонида Коробкова: как предполагал сам потерпевший – за серию публикаций о прошлом одного из городских депутатов.
После задержания членов банды в 2000 году на предварительном следствии Минаков показал, что совершить нападение на Виктора Кусова ему «поручил» некий Алексей Иванович, передав исполнителю две гранаты-лимонки (Ф-1) и два ручных гранатомета (РПГ-18). Впрочем, как утверждал Минаков, Алексей Иванович не хотел смерти Виктора, приказав лишь инсценировать покушение.
Вечером 22 апреля 1998 года Минаков подкараулил Кусова у его дома на ул.20-летия Октября и с крыши дома бросил гранату, которая взорвалась в восьми метрах от жертвы. Счастливчик Виктор тогда отделался реально малой кровью, получив легкие осколочные ранения живота и плеча. Водитель служебного джипа отвез его в БСМП, где потерпевшему оказали оперативную помощь.
История повторилась 23 сентября того же года. Кусов утром шел на работу на ул.Донбасской, и, когда до входа в офис оставалось несколько десятков метров, неподалеку от Виктора раздался взрыв. Он почувствовал боль в пояснице, на него посыпались ветки. Как выяснилось чуть позже, граната взорвалась в кроне одного из деревьев, и это спасло ему жизнь. Виктор получил ранение поясницы: там застрял осколок.
Метателем второй гранаты также был Минаков...
В конце 1998 года очередь дошла и до предпринимателя и депутата Сергея Чижова, который тогда конфликтовал с Кусовым и Помогаловым. Стрелок Минаков шарахнул из гранатомета по окнам офиса ассоциации «Мегаполис», которую тогда возглавлял Сергей Викторович. Впрочем, настоящим покушением это назвать было трудно. Судите сами: Минаков стрелял вечером 30 декабря 1998 года на ул.Хользунова в Воронеже, в то время, когда сам Чижов находился на загородной турбазе. Граната пробила дыру в стене здания, выбила стекла в нескольких помещениях. Осколки разлетелись по кабинетам, застряв в стенах и мебели. Легкие ранения головы кусками разбитого стекла получили двое сотрудников «Мегаполиса». Впрочем, в кабинете самого Чижова были выбиты только стекла.
Потом Минаков скажет, что эта акция имела лишь устрашающий характер, цель была – напугать, и только. Убить депутата горсовета по указанию того самого Алексея Ивановича он попытается в другой раз. Ровно через месяц…
29 января 1999 года, закончив рабочий день, Чижов поехал в спорткомплекс «Грация» на ул.25 Января – там он решил позаниматься в тренажерном зале. Когда депутатская «Волга» подъезжала к спорткомплексу, со стороны двора раздался выстрел, за которым последовал тяжелый удар в левую заднюю дверь автомобиля и взрыв. Дым развеялся, и Чижов, находившийся на заднем сиденье, обнаружил, что автомобиль пробит осколками в нескольких местах, а его водитель Геннадий, бросив руль, держится руками за окровавленную ногу. Депутат, не выходя из машины, по сотовому телефону вызвал милицию и «скорую».
Через несколько минут на место происшествия съехались практически все оперативные службы города. Врачи, осмотрев обоих пострадавших, отправили раненного в ногу и ягодицу водителя в больницу. Сам Чижов при нападении не пострадал. Если, конечно, не учитывать его шоковое состояние от случившегося.
Вскоре удалось обнаружить огневую позицию: за гаражами, расположенными в нескольких десятках метров от расстрелянной «Волги», валялся корпус от противотанкового гранатомета «Муха».
Граната, врезавшись в обшивку автомобиля под острым углом, срикошетила и взорвалась чуть в стороне. Потом Минаков скажет, что промахнулся лишь по счастливой (для Чижова и его водителя) случайности: в момент выстрела опорная нога слегка поехала (было скользко) и граната пошла не так, как стрелок рассчитывал...
Информационная служба «Мегаполиса» оперативно распространила обращение к СМИ, в котором говорилось, что «покушение на жизнь Чижова ставит своей целью помешать ему баллотироваться в Госдуму на ближайших выборах». Эта версия выдвигалась и после первого покушения. Сам депутат тоже заявил, что за нападениями стоят его политические противники...
В ходе следствия по делу «шиловской бригады» выяснилось, что некий Алексей Иванович – вовсе не тот, за кого он себя выдавал. И что настоящий Алексей Иванович – вполне законопослушный гражданин А.И.Чупраков, давно эмигрировавший в Швейцарию, и что в свое время он потерял в России паспорт… А наш «Алексей Иванович» – это Видмантас Пушкорюс, гражданин Литовской республики из города Кретинга. Бывший работник МВД, уголовного розыска, он после распада СССР переквалифицировался в авторитетного «предпринимателя».
Попытки его разыскать и задержать воронежскими сыщиками, конечно же, предпринимались, но – успехом не увенчались. Таким образом, заказчик (организатор?) покушений на Кусова и Чижова ушел от ответственности. Можно ли в таком случае считать эти преступления раскрытыми?
Четвертое. Бражников (Матрос)
Четвертое и самое серьезное покушение на Виктора Кусова – на счету самой, пожалуй, кровожадной воронежской банды новейшего времени – банды Матроса (Александра Бражникова), которой было инкриминировано 36 эпизодов преступной деятельности. В том числе – 11 убийств и покушений на убийства, множество разбоев, угонов и краж. Банда оказалась долгоиграющей – существовала с 2000 по 2005 год. Ее главарь, помимо прочего, замахнулся на передел блатного мира в Воронеже. Бражников и его подручные уничтожили нескольких криминальных авторитетов из окружения вора в законе Плотника, да и сам он чуть не стал жертвой неудавшегося покушения.
Детектив и бывший рубоповец Виктор Кусов также оказался среди тех, кто стоял на пути Матроса к безраздельной «воровской власти». По официальной версии следствия, Кусов попал «под раздачу» только потому, что «поддерживал отношения с Плотником». По другой же, неофициальной, Матрос подозревал его в причастности к организации на него покушения. Незадолго до этого в Бражникова кто-то стрелял во дворе его дома у универсама «Северный», он был ранен. Вероятно, поэтому стрелять в Кусова вызвался сам главарь банды.
Вечером 22 октября 2002 года машину Кусовых встретили на перекрестке улиц Курортной и Ипподромной, неподалеку от строящегося там нового дома Кусова. Ждали его на угнанной в тот же день «Ауди-80» втроем. Как только Кусов тронулся, ему перекрыли движение, и заработал автомат (АКС-74У). По стечению обстоятельств, в этот момент в машине находились жена, дочь Кусова и трое рабочих со стройки. По счастью, никто из них сильно не пострадал, хотя Матрос поливал свинцом от души (на месте преступления потом обнаружили 26 стреляных гильз). Сам Кусов был серьезно ранен, одной пулей ему раздробило руку, другая попала в грудь, но вышла, не задев жизненно важных органов.
Убийства не произошло, но Матрос не отказался от мысли поквитаться с Кусовым. Насколько мне известно, еще одно покушение планировалось как раз в тот день, когда главари банды были задержаны милицейским спецназом. Так что Виктору, можно сказать, тогда дважды повезло.
По имеющимся у меня сведениям, Кусов какое-то время считал, что за неудавшимися покушениями на него может стоять бывший коллега, подполковник милиции в отставке Сергей Савин, с которым у него, как говорят, уже на поприще охранного бизнеса случались серьезные «непонятки». К слову, Савин будет застрелен около своего дома через три месяца после покушения на Кусова на Ипподромной, и это преступление так и останется нераскрытым…
Пятое. Гончаров
Виктор Кусов четыре раза выжил, чтобы погибнуть от пятого покушения в июне 2016 года. От пуль, выпущенных не бандитом, а бывшим коллегой по многолетнему бизнесу и службе в милиции Александром Гончаровым. Тогда удача, пожалуй, впервые отвернулась от «бессмертного».
Некоторые называют это происшествие «чисто деловым убийством» – результатом внутреннего конфликта, когда компаньоны так и не смогли поделить деньги и власть.
Впрочем, это уже совсем другая история…