Газета,
которая объединяет

Чувствовать и слышать

Как в Воронеже живут те, кто полностью или частично потерял зрение?
Рубрика: Социум№85 (2160) от
Автор: Ирина Лазарева

Международный день слепых (13 ноября) – всемирная дата, призванная привлечь внимание людей к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации. Стоит напомнить: около 90% информации об окружающем мире мы получаем именно через зрение. А что делать, если ты такой возможности лишен? Об адаптации незрячих людей в современном обществе – в материале корреспондента «Берега».

Никого не щадит

Ваня Чалых нередко выступает в областной специальной библиотеке для слепых им. В.Г. Короленко с творческими номерами в праздники. Мероприятие, приуроченное к Международному дню слепых, не стало исключением: Ваня подготовил для публики свои стихи. С этой библиотекой его связывает многое. Тут он учился читать, а его мама осваивала технику Брайля.

Ваня родился недоношенным, и уже в месяц ему сделали первую операцию на глазах в Санкт-Петербурге. Мама мальчика – Марина – признается, что это было очень тяжелое время для нее.

– Психологически это очень сложно принять. Но даже когда и с этим справляешься, остается немало вопросов. Никто не говорит нам, как жить, когда у ребенка слепота. Как лечить – да. А что дальше? Как его адаптировать к жизни? Как самой адаптироваться к этому? – размышляет Марина.

Первое время, по совету эксперта, питерского специалиста, который проводил мастер-класс на данную тематику, женщина покупала для сына игрушки в зоомагазине – колокольчики и звенящие шарики, рассчитанные на слух. Затем стала оборачивать игрушки в фольгу, чтобы развить остаточное зрение.

– Сейчас наш диагноз – тотальная отслойка сетчатки. Раз в год делаем операцию и проходим реабилитацию в больницах. И уже ко всему привыкли. А раньше меня сильно возмущала реакция некоторых людей, особенно женщин – на детей с нарушениями зрения. Доходило до того, что они оборачивались и тыкали в нас пальцем, – продолжает мама.

Сегодня Ваня учится в школе-интернате №3, увлекается религиозной и исторической литературой, любит настольные игры. В школе дети занимаются по специальным учебникам, поэтому Ваня читает много.

А вот пенсионер Николай Петрович, рассказывая о своем недуге, постоянно сравнивает два совершенно непохожих друг на друга периода своей жизни. Сейчас ему 68, но воспоминания о том, как он вместе с деревенскими ребятами гонял мяч во дворе и метко стрелял из рогатки, все еще свежи в его памяти. Говорит, что то время, когда в старших классах он стал резко терять зрение и уже на первой парте не видел того, что раньше читал с «камчатки» на доске, очень тяжело пережил.

– Не поверите, но я плакал. В 16 лет лишиться возможности видеть мир своими глазами – это не просто удар для мальчишки. Я тогда думал, что моя жизнь закончена, – делится Николай Петрович. – С диагнозом как-то замешкались, специалистов профильных не хватало – и вот результат, – он разводит руками. – Стопроцентная слепота.

Учиться жить пришлось заново. Семья и друзья помогали Николаю Петровичу во всем, и он преуспел: стал самостоятельно передвигаться по городу и даже готовить для себя несложные блюда.

– Сейчас я понимаю: в том, что со мной случилось, даже есть что-то особенное. Я лучше стал понимать людей и природу, мне легче воспринимать серьезные фильмы, картинка со спецэффектами не отвлекает. Единственное, что мне не по сердцу: – я не знаю, как выглядят мои дети и внуки. Но их образы я рисую в своей голове, – рассказывает пенсионер.

По последнему слову техники

Всемирная организация здравоохранения называет серьезные цифры, анализируя проблемы со зрением у населения. Причины этому самые разнообразные, формы профилактики зрения – тоже. Но пока, по мнению экспертов, в России недостаточно учреждений, которые готовы и умеют квалифицированно помогать незрячим людям полноценно жить и работать. Одно из таких – Воронежская областная специальная библиотека им. В.Г. Короленко.

– Важно, чтобы люди с нарушениями зрения полностью были обеспечены возможностями получения информации, реабилитации и адаптации, – рассказывает директор библиотеки Милена Бережная.

По словам Милены Анатольевны, все эти задачи в учреждении стараются решать, и помогают здесь современные технологии. В библиотеке имеются «говорящие» книги на дисках, флеш-картах и аудиокассетах, плоскопечатная литература, книги укрупненного шрифта и большая подборка периодических изданий, а также – книги рельефно-точечного шрифта (Брайля) и тифлографические пособия. Особая категория – книги для самых маленьких детей, которым в раннем возрасте приходится объяснять, что представляют собой те или иные предметы, виды транспорта, растения и пр. Такие пособия рассчитаны на тактильный контакт, создаются из различных тканевых материалов.

Кроме того, в учреждении работают психологи, которые помогают не только справиться с «новомодной» техникой, но и преодолеть барьеры. О проблемах адаптации незрячего человека в обществе, его возможностях быть самостоятельным в обыденных бытовых вопросах специалисты знают не только теоретически.

Например, Юлия Фадеева (зрение +7,5) сама окончила школу-интернат №3 и даже не предполагала, что жизнь занесет ее на работу в специализированную библиотеку.

– Внимания на том, что у меня тоже есть проблемы со зрением, я не акцентирую. Но людям очень важно, приходя к нам, видеть вполне реабилитированных людей. Это дает им толчок и силы для самореализации, они понимают, что ничего не потеряно, есть смысл идти дальше, – рассказывает психолог, заведующая методическим отделом Юлия Ильинична. – Человек начинает все воспринимать по-другому. Как делать те вещи, которые раньше получались на раз-два? Надо научиться задействовать другие анализаторы – не закрываться от мира, а учиться. Понимаете, этот мир удивительно прекрасен, вопрос лишь в том, как мы его воспринимаем…

Фото автора