Газета,
которая объединяет

В Рио без белых штанов

Журналист из Воронежа нашел земляков даже в далекой Бразилии
Рубрика: Мир вокруг№70 (2145) от

Как известно, голубой мечтой любимого героя многих российских читателей – Остапа Бендера было попасть в Рио-де-Жанейро и ходить там непременно в белых штанах. То, что не удалось миллионеру и сыну турецкоподданного, сумел реализовать, хоть и не без проблем, обычный воронежский журналист.

Rio nice hotel, в котором нам предстояло жить, оказался довольно скромной, но опрятной трехзвездочной гостиницей с вежливым персоналом и однообразным шведским столом, на котором, к нашему удивлению, полностью отсутствовала рыба и были весьма избирательно представлены местные фрукты и овощи. Располагалась она в самом центре шестимиллионного мегаполиса на старенькой улице имени Риачуэло – бывшей Матакаваллос, что в переводе с португальского означает «убийца лошадей».

Не знаю, как насчет лошадей, но вот угробить на ней человека и сегодня не составляет никакого труда, поскольку разминуться на старинной улочке сложно не только автобусам и автомобилям, но даже двум пешеходам. Особенно с учетом того, что на узеньких тротуарах и днем и ночью коротают жизнь многочисленные бомжи и нищие.

В любое время суток они сидят или лежат здесь вместе с женами, детьми и собаками. Здесь же готовят себе на кострах нехитрую пищу или выискивают что-либо съестное в мусорных баках. И, что показательно, никто их тут не гоняет. Считается, что этим людям просто не повезло в жизни, а потому обычные граждане относятся к ним весьма снисходительно.

Иногда, правда, местные благотворительные фонды пробуют бездомных «цивилизовать»: собирают и привозят в реабилитационные центры, где их моют, кормят и дают какую-то одежду, но через пару-тройку дней, слегка подкормившись и «приодевшись», они оттуда сбегают – свобода дороже!

Есть у бразильских нищих и еще одна отличительная черта. Не в пример российским и западноевропейским «коллегам», они не стесняются своего положения и не прячут лицо от фотокамер, а наоборот, приветствуют всякого, кто собирается запечатлеть их, радуясь вниманию прохожего.

А по вечерам обитатели Ричауэло, как и других улиц Рио, заполняют многочисленные кафешки и забегаловки, где смотрят футбол, пьют капиранью (местный самогон с лимоном) или просто общаются между собой.
Большинство бразильцев вообще позитивно относятся к жизни. И днем и ночью на улицах Рио можно встретить поющих и танцующих людей, которые радуются прожитому дню вне зависимости от статуса и имущественного положения.

Город контрастов

В свое время фраза эта была очень популярна на просторах Советского Союза. Однако при всей своей одиозности она в полной мере отражает то вопиющее неравенство, которое царит в бразильском обществе. Это неравенство ощущается здесь буквально на каждом шагу.

Так, на фоне прекрасных и современных зданий, которые находятся у основания гор (а город зажат между горами и океаном), особенно ужасно смотрятся трущобы-фавелы, которые в буквальном смысле нависают над престижными строениями практически в каждом квартале Рио.

Эти трущобы и являются главными рассадниками преступности, с которой власти едва справляются. Даже в центре города с тебя средь бела дня могут сдернуть золотую цепочку или отобрать дорогой смартфон или фотоаппарат. Причем делают это подростки до шестнадцати лет, которым уголовная ответственность еще не грозит.

Выхватив дорогую вещь из рук зазевавшегося туриста, такой подросток забегает за угол, где сбрасывает с себя броскую майку и оказывается в другой – неприметной. Вот почему полиции, к слову, старающейся исправно выполнять свои функции, бывает непросто задержать злоумышленника, главная примета которого – одежда. А в генеральном консульстве России настоятельно советуют соотечественникам не выставлять напоказ дорогие вещи, а также стараться носить не «белые штаны», а потрепанные шорты и майку, которые не вызовут интереса у местной шпаны. Но до россиян не всегда это доходит.

Как раз в момент нашего посещения консульства там находилась одна российская туристка, которая лишилась денег и документов на пляже Копакабаны. Принятие солнечных ванн закончилось для нее тем, что какой-то бразилец, проходя мимо, просто забрал ее рюкзак, стоящий неподалеку, и быстро растворился с ним на просторах Вселенной. И теперь дипломаты ломали голову, как отправить девицу на родину.

Там же, в Генконсульстве, нам рассказали почти анекдотичный случай, когда другая отечественная раззява не придумала ничего лучше, как начать трепаться в безлюдном месте по дорогому айфону, что не могло не привлечь внимания местных грабителей. Недолго думая один из них подошел к даме и просто забрал айфон из ее рук. А когда та начала возмущаться и звать полицию, он, осмотревшись и убедившись, что вокруг по-прежнему никого, вернулся и сорвал с шеи девицы еще и золотую цепочку. Воистину не буди лихо, пока оно тихо.

Поэтому неудивительно, что во время утренней пробежки по берегу океана местные физкультурники держат в руках... дешевые пляжные тапочки – здесь не побрезгуют даже ими.

Во многих престижных домах Рио сейчас круглосуточно дежурит охрана, а у некоторых бразильских улиц нет даже названий – так грабителям труднее ориентироваться на местности. При этом на все престижные мероприятия местные власти привлекают для обеспечения порядка армейские части – полиция с растущей преступностью больше уже не справляется.

Флаги победы

Музей современного искусства поразил нас своими размерами, обилием прекрасных работ и… практически полным отсутствием посетителей, что, впрочем, не мешает местным властям содержать его, не жалуясь на отсутствие средств.
Но, пожалуй, самое большое удивление вызвало наличие в этом далеком латиноамериканском городе великолепного Мемориала в память о бразильцах, погибших во Второй мировой войне.

Признаться, для меня было большим откровением узнать, что граждане Бразилии участвовали во Второй мировой войне и даже потеряли в ней более четырехсот солдат и офицеров убитыми (с гражданскими около двух тысяч).

Поразительно, но для того, чтобы увековечить их память, прах всех погибших перевезли из Европы в Рио, где создали грандиозный Мемориал с пантеоном, Вечным огнем и военным музеем, возле которого ежегодно 8 мая проходят военные парады.

К сожалению, мы так и не увидели в музее ни одного экспоната, который напоминал бы об участии в той войне советских солдат, хотя бразильское и немецкое оружие и амуниция представлены в нем достаточно широко. Более того, до недавних пор в качестве флагов стран-победительниц перед входом на Мемориал реяли только бразильский, американский, английский и французский стяги, а советского не было и в помине.

Впрочем, надо отдать бразильцам должное. Словно устыдившись своей исторической безграмотности, они недавно убрали все прочие полотнища, оставив перед входом на Мемориал только собственный флаг.

Русская бразильянка

Одной из тех, кто ежегодно принимает участие в местных военных парадах, является наша соотечественница, в прошлом жительница Воронежской области Тамара Риберо де Соуза, волею судеб заброшенная в эту латиноамериканскую страну.

Тамара Дронова родилась в 1925 году в поселке Боровое. В то время это было сельское захолустье, в котором не имелось даже собственного комитета комсомола. Поэтому, когда Тамаре минуло 16 лет, она вместе со сверстниками пешком отправилась в Новую Усмань, чтобы там вступить в ряды ВЛКСМ.

На войну Тамара уйдет добровольцем, приписав себе лишний год.

– Это сегодня я понимаю, какой легкомысленный шаг тогда совершила, оставив свою мать с тремя маленькими детьми и двумя стариками, за которыми был нужен постоянный уход, – говорит Тамара Федоровна. Мы беседуем с ней в ее большой и уютной квартире в престижном районе Рио – Фламенго. – Но тогда мы все были отчаянными патриотами и рвались на фронт, чтобы бить фашистов. Мой отец, коммунист, который ушел на фронт в первые дни войны, а вернулся оттуда без ног, даже перед смертью беспокоился, заплатили ли за него членские взносы...

Тамара Федоровна вздыхает, заново переживая события тех давних дней, когда ее вместе с подругой – красавицей Леной Татаринцевой направили медсестрами в санитарный поезд, находившийся неподалеку от Борового.

Это был адский труд, когда совсем молодые девчонки по нескольку дней и ночей не спали, перевозя раненых с передовой в тыл, а на обратном пути готовя поезд к приему других бойцов.

Потом их санитарный поезд разбомбили, и девушку направили в медсанбат, вместе с которым она в сорок третьем и попала в «котел» под Днепропетровском. 12 марта 1943 года медсестер взяли в плен. В лагере для перемещенных лиц неподалеку от австрийского Зальцбурга она оказалась в том, в чем была под Днепропетровском – в гимнастерке и валенках, в которых пришлось ходить даже летом.

Больше всего лагерников мучил голод. Особенно при виде того, как кормили плененных летчиков из других стран в лагере по соседству, куда из Швейцарии приво­зили нормальную еду, кофе и даже постельное белье.

«А Сталин не считает вас военнопленными и не просит Красный Крест помогать вам», – так объясняли им разницу в обращении охранники лагеря, большую часть из которых составляли бандеровцы, отличавшиеся особой жестокостью по отношению к нашим людям.

К моменту, когда их освободили американцы, Тамара весила всего 42 килограмма. И поскольку на родине всех попавших в плен в то время считали предателями, выбора у девушки не было.

Благодарность от Гордеева

Из двух стран – Бразилии и Канады, в которые после освобождения из плена у Тамары Федоровны был открыт доступ, она выбрала ту, что потеплее: сказались перенесенные в лагере лишения. Так в сорок шестом гражданка СССР оказалась в Рио-де-Жанейро. Там же в госпитале ей сделал предложение молодой, но уже довольно известный врач, впоследствии даже занявший пост министра здравоохранения штата Алваро Риберо де Соуза.

Любопытно, что своего поста тот лишился уже на следующий день после того, как издал указ о запрете продавать кока-колу ближе восьмисот метров от детских учебных заведений – такова была сила транснациональных корпораций в Бразилии.

Но не только от нуворишей из Штатов пришлось тогда претерпеть семье Риберо. Сразу после заключения брака все газеты принялись обвинять мужа Тамары в том, что он коммунист и женился на коммунистке, хотя ни Алваро, ни его жена в компартии не состояли и отношений с ней не поддерживали.

Договорились до того, что якобы Тамару как диверсантку забросили в Бразилию с самолета. Алваро тогда посоветовал жене пореже выбираться из дома и не слишком афишировать свое происхождение.

– Слава Богу, что времена изменились и теперь к русским в Бразилии относятся очень хорошо, – улыбается женщина, и в девяносто лет сохранившая ясный ум и прекрасную память. – У меня и сын, и все внуки носят русские имена, хотя и не говорят по-русски. Да и в Воронеже у меня остаются сестра и племянница...

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне ее наградили медалью, есть у нее и благодарственное письмо от губернатора Воронежской области Алексея Гордеева, но ведь не это самое главное. Важно, что родина и сейчас помнит о ней, как она всегда помнила о родине.

Тамара Федоровна регулярно бывает в Воронеже, хотя в последнее время делать это ей становится все труднее – ноги подводят.

Но бразильянка с русским характером не унывает, поскольку у нее в квартире есть скайп и сто российских телеканалов, благодаря которым она поддерживает постоянную связь с исторической родиной.

Дорога к храму

Не одну Тамару Дронову судьба в тяжелую годину забросила в Бразилию. Есть здесь и потомки белых офицеров, в свое время бежавших в Китай, а потом перебравшихся в Рио, и представители творческих профессий, в числе которых известная в прошлом советская балерина Елена Гайсенок, а также правнучка великого русского писателя Николая Лескова – хореограф и педагог Татьяна Лескова.

В Рио сегодня проживает и дальний родственник декабриста Михаила Лунина Дмитрий Николаевич Лунин, не говоря уже о тех, кто эмигрировал в Бразилию из России в лихие девяностые годы.

И все они непременно бывают в православной церкви святой великомученицы Зинаиды, расположенной на улице Веселой.

В храме, в котором с недавних пор служит отец Сергий, в день нашего появления проходил обряд крещения. Одного за другим подводили и подносили родители к настоятелю храма смуглых ребятишек – «продукцию» местных и смешанных браков, которых батюшка обращал в православную веру.

Религий в Бразилии много, и каждая из них имеет право на жизнь. Но значение церкви святой Зинаиды, построенной на средства первых эмигрантов, еще и в том, что в последнее время она стала не только религиозным, но и своеобразным культурным центром русскоязычного населения Рио. Помимо участия в церковных таинствах люди здесь могут пообщаться, поделиться своими радостями и печалями, а в иных случаях и получить посильную помощь. Не случайно именно сюда передал свою богатую библиотеку потомственный интеллигент Дмитрий Николаевич Лунин, а Елена Гайсенок регулярно устраивает здесь для русской общины мини-концерты.

Когда же потребовалась помощь нашему новому другу Славе Егорову, опоздавшему на свой рейс в Россию, именно батюшка ездил в аэропорт разруливать ситуацию, в результате чего незадачливый художник отделался небольшим штрафом и уже на следующий день смог вылететь на родину.

Помогает отец Сергий в меру сил и возможностей даже тем, кто случайно оказался без крова. И хотя денег в приходе немного, но после каждой воскресной службы всех прихожан обязательно ждет сладкий стол, чему больше всего рады здешние ребятишки – такие же веселые и беззаботные, как и все бразильцы.

…Со смешанными чувствами покидали мы эту далекую экзотическую страну, ставшую прибежищем для многих не нашедших себя на родине россиян. Покидали, восхищенные ее природой, культурой и людьми и смущенные бедственным положением значительной части ее населения.

Жители этой страны, впрочем, ущербными себя никак не считают, а воспринимают бытие таким, какое оно есть – со всеми его радостями и печалями. Ну разве что когда кому-то совсем станет невмоготу, кто-то пограбит немножко туристов, а потом снова вернется к своей обыденной жизни – веселой и бесшабашной.

Как и сама Бразилия.

Виталий МУХИН