Газета,
которая объединяет

Фасады на загляденье

Что делать предпринимателям, чтобы вход в занимаемое ими помещение соответствовал дизайн-регламенту
Рубрика: Политика№65 (2140) от
Автор: Наталия Осадчая
В октябре 2015 года в Воронеже был принят дизайн-регламент для фасадов зданий и сооружений, расположенных по красной линии застройки основных магистралей города.

Этот документ был призван очистить город от так называемого «архитектурного мусора», превращающего здания в подобие лоскутных одеял. Однако многие предприниматели, несмотря на двухлетний срок, прошедший со времени принятия законодательного акта, исполнять его требования не спешат, выбрав выжидательную позицию. Так ли сложно соблюсти дизайн-регламент и чем чревато нарушение закона, «Берегу» рассказала начальник отдела по градостроительству и архитектуре управы Ленинского района Ольга Томашевская – одна их тех, кто стоял у истоков программы.

– Ольга Владимировна, почему, на ваш взгляд, предприниматели столь неохотно исполняют требования дизайн-регламента? Может быть, просто не все знают о нем?

– Давайте начнем с того, что законопослушный гражданин, живя в социуме, обязан знать законы. Когда речь заходит о предпринимательстве, у нас очень любят оборачиваться на Запад: мол, вот у них предприниматели живут вольготно, а у нас их повсюду зажимают, ставят бюрократические препоны. Это некорректное мнение. В цивилизованных странах предприниматели привыкли исполнять законы. Им не нужно объяснять, что необходимо стричь газон перед магазином, устанавливать урны и прочее.

Как-то ко мне на консультацию пришел араб. Он женат на россиянке, живет в Ленинском районе. Ему нужно было поставить на своем земельном участке баскетбольный щит и поменять почтовый ящик. И что сделал этот человек в первую очередь? Пришел в управу, чтобы узнать, нужно ли для этого какое-либо разрешение.

Как только в Воронеже был принят дизайн-регламент, управлением главного архитектора города совместно с районными управами были собраны все торговцы-сетевики, до сведения которых довели положения законодательного акта. Прошло почти два года – и что же вы думаете? В Ленинском районе, кроме магазина «Фенко», ни один сетевой магазин не подумал привести в исполнение требования дизайн-регламента.

Сразу же после сетевиков мы собрали представителей рекламных компаний, которые изготавливают информационные конструкции для предпринимателей. Но, судя по тому, что бизнесмены продолжают устраивать фасады по своему усмотрению, рекламные компании тоже не учли наши пожелания.

– Может быть, эти требования трудно реализовать на практике?

– Главное требование дизайн-регламента – очистить фасад от различных вывесок, растяжек и прочих конструкций и разместить по оси центрирования объемные буквы определенного размера. Это несложное и недорогостоящее требование.

Если бы предприниматели взаимодействовали с властью, как-то откликнулись на нововведения, дизайн-регламент мог бы быть и подкорректирован в «их пользу». Потому что есть законодательный акт, а есть правоприменительная практика и толкование закона. Любой документ подобного рода (Градостроительный план, Правила землепользования и застройки) претерпевает изменения. И чем активнее вело бы себя предпринимательское сообщество, тем полезнее были бы вносимые изменения именно для них.

Сейчас в администрации города создана рабочая группа, которая собрала и систематизировала пожелания предпринимательского сообщества, чтобы внести изменения в дизайн-регламент.

– Представители бизнес-сообщества опасаются, что единообразные требования сделают все объекты однотипными, ничем не выделяющимися из серой массы, и они не будут привлекать посетителей.

– Воронеж – не первый город России, в котором реализуется дизайн-регламент. В Москве, например, фасады зданий приведены в порядок по тому же принципу, и ни один объект не потерялся, наоборот, приобрел свое индивидуальное лицо. Ведь дизайн-регламент не ограничивает предпринимателя в выборе шрифта, цветового исполнения. Если не устраивает типовой вариант оформления фасадов, можно создать индивидуальный проект, который утверждается в особом порядке.

– Зачем все-таки приняли дизайн-регламент? Не проще ли было все оставить как есть и позволить предпринимателям самим решать, как будет выглядеть их магазин, салон и другие объекты?

– Архитектура – это польза, прочность, красота. Наверное, каждый человек хочет жить в красивом городе. Задача дизайн-регламента, повторюсь – очистить фасады зданий от «архитектурного мусора», который часто прикрывает проблемы самого здания. Даже если на фасаде осыпается штукатурка – мы должны это увидеть, чтобы потребовать от владельца здания привести стены в порядок. И то, какое архитектурное решение должно иметь здание, наверное, все-таки надо решать специалистам.

– С чего в таком случае должен начать предприниматель, чтобы привести в соответствие дизайн-регламенту фасад занимаемого здания?

– Все собственники (арендаторы) нежилых помещений наверняка уже получили уведомления из управы, как должен быть оформлен фасад. В этом коротком извещении мы постарались дать выжимку из более чем 90-страничного нормативного документа. Полностью же ознакомиться с требованиями дизайн-регламента и со списком улиц, попадающих под его действие, можно на сайте управления главного архитектора.

Если предприниматель проигнорировал полученное уведомление, специалисты управы проводят исследование фасада, фотофиксацию и составляют акт с подробным описанием того, что необходимо изменить во внешнем виде здания и в какие сроки. Минимум, что мы требуем от предпринимателя – освободить стену от «архитектурного мусора».

Отмечу, что фасад здания должен соответствовать разработанному управлением архитектуры паспорту. Паспорта составлены не на все здания, поэтому сначала нужно выяснить в управлении главного архитектора, имеется ли он в наличии, если нет – заказать его изготовление.

В случае возникновения вопросов или разрешения спорных моментов всегда можно обратиться за консультацией в районную управу в отдел архитектуры.

– Какую ответственность несет предприниматель за игнорирование требований дизайн-регламента?

– Сотрудники архитектурного отдела районных управ наделены полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях.

Не каждый предприниматель, даже получив акт, решает что-то исправить. В таком случае он может быть привлечен к административной ответственности.

За неисполнение требований дизайн-регламента преду­смотрен штраф в размере от 500 руб. до 15 тыс. руб.

В случае если штрафные санкции не убедили предпринимателя в том, что необходимо подчиняться требованиям закона, будет рассматриваться вопрос о принудительном демонтаже.