Газета,
которая объединяет

Войти в раж за гараж

Почему владельцам гаражей не нравится новый налог
Рубрика: от
Автор:

Некоторые средства массовой информации не так давно сообщили, что владельцы гаражей из Воронежа крайне недовольны новым налогом на землю, который значительно увеличил их расходы.

Пятикратное увеличение налоговой ставки, с одной стороны, действительно выглядит глобальным. Но, чтобы делать выводы, надо разобраться в конкретных суммах и ситуации в целом по России.

17 руб. —много или мало?

Если обратиться к истории вопроса, то увеличение земельного налога на участки, занятые гаражами, было принято решением Воронежской городской Думы в октябре 2010 года и вступило в силу с 1 января текущего года. Если раньше ставка налога составляла 0,02 процента от кадастровой стоимости земельного участка в год, то с нового года она выросла до 0,1 процента. Сколько это в реальных цифрах?

– По информации, представленной управами районов городского округа, сумма земельного налога за 2010 год, приходящаяся на один гараж, составляла от 18,5 руб. (ул. Антонова-Овсеенко) до 70,7 руб. (ул. Серафимовича) в год, – говорит заместитель главы администрации Воронежа – директор департамента экономики Сергей Курило. – По большинству рассмотренных объектов она не превышала 50 руб. в год. Это просто мизерные суммы, особенно если учесть, что гараж стоит несколько сотен тысяч рублей. После увеличения ставок налог на землю под гаражами вырос значительно, но суммы теперь соответствует сложившейся по городскому округу величине земельного налога за участки под другими объектами.

На размер начисляемого налога также оказало существенное влияние и изменение кадастровой стоимости земли: по некоторым участкам произошло значительное увеличение, а по другим – снижение. Конечно, в каждом конкретном случае сумма рассчитывается индивидуально, но в среднем можно считать, что недовольство людей вызвало увеличение на 200 руб. в год, или на 17 руб. в месяц. Сомнительно, чтобы автовладельцев, расходующих реально большие суммы в качестве транспортного налога, могли бы так взволновать столь небольшие траты. А если сравнить их с расходами на бензин…

Ничуть не больше, чем везде

Траты эти, к слову, вполне оправданные. Если посмотреть на ситуацию, которая сложилась с земельным налогом на участки, занятые гаражами, в других регионах РФ, то выяснится, что воронежские владельцы «жилья для машин» находятся даже в более выгодном положении, нежели их соседи. Столько же, сколько воронежцы, платят за участки под гаражами жители Волгограда; жители Тамбова – уже в три раза больше, а ставка для владельцев гаражей в Липецке, Белгороде и Ростове-на-Дону составляет 1,5 процента, что в 15 (!) раз больше воронежского показателя. Единственным соседним областным центром, где автовладельцы платят меньше, чем у нас (естественно, в процентном отношении к кадастровой стоимости земли, которая варьируется в зависимости от места нахождения участка), является Курск, власти которого остановились на ставке в 0,08 процента.

Показательно сравнение не только с соседними регионами, но и с другими городами Воронежской области. Нововоронежцы, например, платят 0,15, лискинцы – 0,3, россошанцы – 0,5, а борисоглебцы – те же 1,5 процента, что и липчане с белгородцами. Понятно, что кадастровая стоимость земли в том же Борисоглебске будет ниже, нежели в Воронеже, но ставка, как ни крути, там в 15 раз больше.

По информации городского департамента экономики, действовавшая ранее ставка была принята еще в 2006 году. Тогда, к слову, многие регионы РФ держали ее на абсолютно не рыночном уровне в 0,02 процента. Но потом серьезное ее увеличение произошло во всех субъектах федерации.

Так что можно сказать, что в Воронеже долгое время применялись ставки земельного налога, не соответствующие рыночным реалиям. Необходимость их изменения, признают в мэрии, назрела уже давно, но в связи с экономическим кризисом предложения об их повышении в городскую Думу не вносились.

После кризиса, кстати, не только Воронеж поднял ставки земельного налога на участки данной категории. В текущем году, например, до уровня в 0,2 процента довели их в Перми, до 0,3 процента – в Нижнем Новгороде и Казани, а ярославцы и вовсе установили ее на уровне 1,071 процента. В Омске берут с владельцев гаражей 0,3 процента от кадастровой стоимости участка, в Саратове – 0,5 процента; этот ряд можно продолжать до бесконечности.

Как считает Сергей Курило, новая ставка земельного налога в отношении земельных участков, занятых гаражами, в целом соответствует аналогичным показателям по другим регионам РФ и муниципальным образованиям Воронежской области, а налоговая нагрузка на владельцев гаражей на территории городского округа город Воронеж в части уплаты земельного налога соответствует возможностям его уплаты для большинства категорий населения городского округа. Изменения, вступившие в силу с нового года, говорит вице-мэр, позволили привести действующие нормативные акты в соответствие с федеральным законодательством, кроме того, обеспечили дополнительные поступления в городской бюджет. В частности, только увеличение налоговых ставок по всем категориям земель должно дать в бюджет городского округа дополнительные 200 млн. руб. Основная часть из них поступит от собственников земли, промышленных предприятий, объектов торговли и общественного питания, но и владельцы гаражей внесут свою лепту.

В этом юбилейном для Воронежа году город преобразился: новые дороги, красивые фасады, долгожданные детские сады, школы, стадионы, дома культуры. Все горожане заметили и одобрили эти изменения. Но они были бы невозможны без расходования бюджетных средств, которые формируются, как мы видим, в том числе – и из налога на землю под гаражами. 17 руб. в месяц – это, наверное, не мало, но надо помнить, что несколько копеек из них окажется в кошельке учителя, получившего зарплату, несколько рублей – пойдут на строительство новой детской площадки.

Кстати

Решением Воронежской городской Думы от уплаты земельного налога на территории городского округа освобождены:

– за земельные участки под индивидуальными гаражами – граждане, получающие трудовую пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, и члены семей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы в мирное время, а также многодетные семьи и семьи, имеющие детей-инвалидов.