Газета,
которая объединяет

«Странные русские»

В Воронеж на Дни русского зарубежья приехали наследники Никиты Струве

Никита Струве 25 лет спустя вернулся в Воронеж. Памяти этого ученого-слависта, издателя, переводчика, историка, общественного деятеля был посвящен цикл просветительских мероприятий «Наше наследие. Дни русского зарубежья в Воронеже».

Подобное памятное мероприятие после Санкт-Петербурга впервые прошло именно в Воронеже, а масштабом, пожалуй, оно даже превзошло питерскую акцию. С пятницы по понедельник продолжался настоящий культурный марафон: лекции, спектакли, читательские конференции…

Все это немного напоминало события 25-летней давности – тогда в Воронеже состоялись Дни издательства «ИМКА-Пресс», которым бессменно руководил Никита Струве. Это было открытием целого мира для воронежцев, выросших за «железным занавесом».

Его запомнили все представители культурной общественности города. С «кадетской» бородкой клинышком, по-дворянски грассирующий, с безукоризненным русским языком, Никита Струве представлял у нас одновременно и Запад, и старую Россию. Струве устраивал презентации книг русских авторов своего издательства «ИМКА-Пресс», читал лекции студентам, дарил книги библиотекам, ходил по литературным местам Воронежа, встречался со множеством людей.

Удивительно, но связь с Воронежем Струве поддерживал с тех пор постоянно. Во многом благодаря краеведу Владимиру Бойкову, организатору того самого российско-французского праздника 25-летней давности.

– Никита Алексеевич был последним из людей, входивших в близкое окружение Ивана Бунина. Более того, он своими дарами внес немалый вклад в основание будущего музея писателя в Воронеже, – напомнил Владимир Бойков участникам вечера памяти. – Но свою воронежскую поездку он в первую очередь воспринимал как паломничество по следам Мандельштама. Когда мы ходили по местам, связанным c именем поэта, Никиту Алексеевича интересовало все. Он даже все надписи на доме в переулке Швейников (на «улице-яме») прочитал с большим интересом.

Никита Струве умер на 86-м году жизни в мае прошлого года. В его ближайших планах значилась организация музея Солженицына в Париже.

Спустя 25 лет в Воронеж приехали уже другие французы. Хотя «французы» – понятие условное. Достаточно перечислить имена: актер и режиссер театра Compagnie Frontale Григорий Лопухин, председатель Русского христианского движения Кирилл Соллогуб, профессор Страсбургского университета Татьяна Викторова.

Все это люди, которые дорожат русскими корнями и даже фамилии не «выпускают» из своего круга.

В каком-то смысле каждый из них – наследник. Кирилл Соллогуб – председатель Русского христианского движения, одним из лидеров которого был и сам Никита Струве. Татьяна Викторова редактирует журнал «Вестник Русского христианского движения», которым бессменно руководил Струве.

Ну а Григорий Лопухин – наследник в прямом смысле: родной внук Никиты Алексеевича. Он прожил в Воронеже две недели, чтобы подготовить с театром «Неформат» уникальный по форме и содержанию спектакль-читку – ораторию «11 сентября 2001». Спектакль был рассчитан всего на два представления.

На вечере памяти своего деда Лопухин прочитал стихотворение Мандельштама «Ленинград» в дедовском переводе. Мандельштама переводить, как говорят, неимоверно трудно, его переводы – настоящий подвиг Струве во имя русской поэзии.
«Мы не французы и не русские – мы странные русские», – говорил Никита Струве, возможно, имея в виду «странствие».