Газета,
которая объединяет

«Одними продуктами от агрохолдинга сыт не будешь»

Директор крупного исследовательского центра Михаил Мищенко – о ситуации на рынке молочных продуктов
Рубрика: Экономика№27 (2102) от
Автор: Ирина Лазарева

В рамках недавней отраслевой конференции Воронеж посетил директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко. С ним мы поговорили о ситуации в этом секторе продовольственного рынка.

Разные модели

– Михаил, воронежские молочные продукты поставляются в разные регионы страны. Какое место наше молоко в целом занимает на федеральном рынке?

– Воронежский регион, как и Белгородская и Липецкая области – донор молочного рынка. Но молочная индустрия развивается, как говорится, не без общих проблем.

Самая непростая для Черноземья ситуация сложилась в Липецке: там большая часть продукции производится одним предприятием. Монополизация, безусловно, вредит рынку. В Воронеже ситуация иная: рынок поделен между несколькими крупными производителями. Но и это не совсем рационально. Производство не сбалансированно, потому что в нем не хватает представителей малого бизнеса. Многие политики, чиновники, да и сами участники рынка думают, что только крупные производители накормят страну. Это не так. Если на рынке будут широко представлены мелкотоварные производители, именно они будут формировать основное предложение.

– Каким образом?

– А вот подумайте: чтобы построить большую ферму, нужны большие инвестиции – а значит, недешевые кредиты.

А на маленькую ферму, которую можно постепенно расширять, можно изыскать собственные средства. Крупная ферма будет дольше окупаться, и, чтобы процесс ускорить, инвестор закладывает в бизнес-план высокую стоимость продукции. Мелкотоварные производители могут устанавливать более низкие цены.

Надо понять, что есть холдинги, живущие исключительно наемным трудом, а есть мелкое производство, где человек работает на себя. Это – самозанятость населения и более устойчивая модель бизнеса. Государство сейчас обратило внимание на мелких производителей и старается их поддержать, выделяя гранты. А это жутко бесит «производителей-монстров», которые надеются на самый большой кусок и всегда находят кучу доводов, чтобы бороться с мелкими конкурентами.

Не все схвачено

– Есть мнение, что земля в Воронежской области поделена между крупными производителями. Мелкотоварным производителям просто не хватает земли – какая уж тут возможность для развития?

– В Воронежской области, к сожалению, дела обстоят пока именно так. Да и, наверное, во всем Черноземье. Однако земли в России много. Архангельская, Кировская, Ленинградская области – очень продуктивны и перспективны для инвестиционных проектов в животноводстве.
В СССР в каждом районном центре располагался завод, перерабатывающий столько молока, сколько было необходимо, чтобы накормить район. Это называлось мелкотоварной переработкой. И сделано так было не зря. Эти производители обеспечивали населенные пункты самыми разными молочными продуктами. Так и сегодня мы уже не хотим покупать сыр только у крупного производителя: он не дает нам полноценного ассортимента. А вот мелкие, наоборот, предлагают разнообразие, выбор, свой уникальный продукт, поэтому все чаще предпочитаем идти к ним.

– Получается, спрос на товары мелкого производителя растет, а значит, у него есть возможность осваивать рынок. Но для производства ему может не хватать сырого молока. Что он будет делать? Фальсифицировать продукты?

– Ошибочно думать, что мелкому производителю товаров будет не хватать сырого молока. На самом деле, чтобы поставить тонну продукта, большого поголовья не надо. Сегодня те же сыроделы покупают его, но завтра они уже будут иметь свое небольшое поголовье, которое позволит им развиваться.

Я вообще полагаю, что история массового фальсификата – пережитки советского прошлого. Когда закончилась война, встал вопрос: как накормить голодное население? Нужен был большой объем дешевого продукта. Тогда все усилия направили на то, чтобы формула «быстро, дешево, много» стала модной. Даже закон, все СанПиНы и техрегламенты сформировали под нее. Сейчас же мелкотоварные производители не нацелены на создание фальсификата, напротив.

Спрос рождает предложение

– Но ведь по итогам прошлого года Роспотребнадзор опубликовал статистику, в которой было сказано, что фальсификат молочки увеличился на треть в сравнении с предыдущим годом…

– Каким образом Роспотребнадзор оценивает фальсификат, мне не ясно. С точки зрения этого ведомства, если процент жира продукта выше указанного на этикетке, то это тоже фальсификат. Опыт моего общения с представителями Роспотребнадзора говорит о том, что они в 99% случаев не понимают того, с чем имеют дело. При мне «специалисты» приходили на мелкое производство, видели, как в открытых котлах варится сыр и, округлив глаза, спрашивали: «Как можно так делать?» Им технологи объясняют, что так же варят и в Европе. А они не соглашаются: нет, мол, и апеллируют к СанПиН 73-го года!

Честно говоря, при желании можно закрыть любое предприятие. Но не закрывают, потому что политическая воля уже нацелена на развитие мелких производителей. Изменится «курс» этой воли – закроют все мелкие производства. Легко!

И, кстати, а никто не думал о том, что сделать фальсификат на мелком производстве крайне сложно? Для этого тоже нужно специальное оборудование, которое недешево стоит. Это с одной стороны, а с другой – пока есть спрос на фальсификат, будет и его предложение. Пока кафе и рестораны не начнут покупать натуральный творог за 70 руб./кг, его им будут завозить за 30, но – фальсифицированный. То же – с пальмовым маслом. Сколько угодно можно бороться с его производителями, но оно не исчезнет, пока есть те, кто его продает и потребляет.